В последнее время в России все чаще говорят о случаях заболевания корью – болезнью, о существовании которой мы успели подзабыть. Говорят, что болеют в основном те, кто в свое время не был привит. Делать ребенку прививку или нет? Во времена нашего детства такого вопроса перед родителями не стояло. Просто ставили укол и все – потому что так надо. Зато сейчас в Интернете полно сообществ, где разворачиваются настоящие баталии между сторонниками вакцинации и теми, кто категорически против. Свое отношение к этой проблеме высказала главный врач ГОБУЗ «Мурманская городская поликлиника № 4» Светлана Белозерова.
«Не вижу» – не значит «нет»
– В нашей стране ситуация с инфекционными заболеваниями довольно благополучна, – говорит Светлана Чеславовна. – Когда система иммунизации у нас только развивалась, люди знали, что такое туберкулез, потому что от него умирали родственники и знакомые. Видели, как погибают от дифтерии дети. Знали о последствиях этих тяжелых заболеваний и, понимая, что есть возможность их предотвратить, шли и прививались. А сегодня, когда мы практически не сталкиваемся с опасными вирусами, часто приходится слышать: «Зачем я буду прививаться, если этого нет?». Плюс у всех есть доступ к Интернету, и многие мамы, начитавшись там статей, послушав друг друга, обсудив со знакомыми, порой принимают решение об отказе от прививок. Не думая, что делают это во вред ребенку.
Некоторые страны на постсоветском пространстве по разным причинам отказались от иммунизации населения. В итоге там стали отмечаться всплески опасных заболеваний. Одно из тех, что сейчас выходит на передний план – корь. Как говорят медики, особенно «полыхают» Прибалтика и Украина. Есть в этом списке и другие приграничные государства, куда наши соотечественники приезжают к родственникам и знакомым, отправляют на лето детей. Те, кто не привит, имеют все шансы заразиться и привезти корь домой. К слову, пока ситуация с корью в нашем регионе благополучная. Но недавно, например, в Курской области корью заболело почти 90 человек. Всплески этой болезни отмечены в Амурской и Астраханской областях, в Новом Уренгое. Причем болеют как дети, так и взрослые. К примеру, на Северном Кавказе вирус подкосил врачей одного медицинского центра. И практически все заразившиеся не проходили вакцинацию.
В последнее время корь берет реванш на юге Европы, где косит без разбору и взрослых, и подростков, и малышей. По данным ВОЗ, с декабря 2016 года по май 2017-го в Италии заболело больше 3 тысяч человек, в Румынии – больше 2 тысяч. Все заразившиеся корью в свое время отказались от вакцинации. Итоги эпидемии неутешительные – известно даже о летальных исходах, в том числе детских смертях.
В ответе за окружающих
– Прививаться – значит проявлять еще и гражданскую позицию, – уверена Светлана Чеславовна. – Это ответственность не только за своего ребенка, но и за окружающих, за тех людей, с которыми он будет общаться. Ведь есть, например, дети, которым прививки противопоказаны по медицинским причинам, хотя их родители и готовы их сделать. Такой ребенок может заразиться от тех, кто проигнорировал вакцинацию просто из каких-то личных убеждений.
У нас есть Национальный календарь прививок, которые делаются в рамках государственной программы. Они охватывают основные заболевания, вызывающие серьезные осложнения и зачастую приводящие к тяжелым последствиям, инвалидности и даже летальным исходам. От некоторых родителей приходится слышать, что они сделали вакцинацию и ребенок приболел. Реакция на препарат бывает, она описана, о ней предупреждают в процедурном кабинете. Но это надо просто пережить, быть готовыми к этому. Истинные серьезные осложнения от прививок встречаются крайне редко. И вероятность их получить намного ниже возможности заболеть, если не привьешься.
Бывают ситуации, когда отсутствие прививок может сказаться неожиданным образом. Например, такого ребенка не пустят на Кремлевскую елку. Или в некоторые международные лагеря.
В сад – только со справкой
Но как бы ни увещевали медики, всегда есть родители, которые готовы отказаться от вакцинации для своего ребенка. Скажется ли это, например, на устройстве в детский сад?
– Документов, в которых было бы сказано, что таких детей однозначно нельзя допустить в сад, нет, – сказала Светлана Белозерова. – Но есть некоторые заболевания, которые называют социально значимыми. В частности, туберкулез. Тут закон четко определяет: если ребенок собирается посещать коллектив, он должен пройти диагностику. Как правило, это реакция Манту или Диаскин-тест. У нас делают и то и другое. Но некоторые родители отказываются от проведения этой пробы. Тогда им необходимо привести детей на осмотр к врачу-фтизиатру, и тот еще может порекомендовать сделать рентгенограмму легких. То есть в любом случае при устройстве в детский сад ребенок должен иметь при себе справку от фтизиатра.
Вакцина под контролем
– Тех, кто не хочет делать вообще никакие прививки, сейчас мало, – продолжила Светлана Чеславовна. – Больше тех, кто отказывается выборочно, по определенным направлениям. Или хотят делать определенной вакциной. Но принести «свой» препарат нельзя. Для того чтобы вакцинация прошла успешно и не было осложнений, должен четко соблюдаться режим хранения и доставки вакцины. Мы несем ответственность за здоровье детей, поэтому используем только те препараты, в которых мы уверены.
Прививки, входящие в Национальный календарь, в поликлиниках делают бесплатно, так как вакцина приобретается за счет бюджета. Но есть прививки, которые пользуются спросом среди населения, но в календарь не входят. Например, от ротавирусной инфекции – так называемого кишечного гриппа. Им болеют многие, малыши тяжело его переносят. Услуги по такой вакцинации сегодня предоставляют коммерческие клиники на платной основе.
– Мы как родители принимаем решение за своего ребенка, – подытожила Светлана Белозерова. – При этом не знаем, как может повернуться жизнь, с кем ему доведется общаться, куда ездить, где он захочет учиться. Бывает, что подросток выбирает учебу в военном вузе, а в его медицинской карте значится отказ от прививок. А нагнать все необходимые прививки в этом случае крайне тяжело, потому что между вакцинациями должно проходить определенное время. Так что если спохватиться, скажем, за год до поступления, то, к сожалению, уже ничего исправить будет невозможно.
Вред призрачный и реальный
В Москве, по данным столичного Департамента здравоохранения, за июль 2017 года среди проживающих на территории города зарегистрировано 12 случаев кори, все – среди непривитых детей. Всего за первое полугодие выявлено 22 случая кори, из них две трети среди детей.
Как заявил главный научный сотрудник Центра иммунопрофилактики Института педиатрии Национального научно-практического центра здоровья детей Минздрава России Владимир Таточенко, причина вспышек – участившиеся случаи отказа родителей от вакцинации. Более высокий процент непривитых детей в популяции приводит к тому, что в последние годы случаи массовых вспышек кори – уже не редкость.
«Снижение охвата прививками всего на 5 процентов втрое повышает заболеваемость корью, – уточнил он. – Но эта проблема есть не только у нас. И все из-за того, что на протяжении более чем 20 лет антипрививочным лобби поддерживается миф, что прививки вызывают аутизм. Но на Западе, по крайней мере, идет дискуссия об этом, а у нас в силу медицинской безграмотности люди склонны верить чему угодно».
Юлия РОМАНОВА.
gorod@vmnews.ru
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ
и из открытых Интернет-источников