Считается, что телохранитель – это тот человек, который всегда рядом, он способен закрыть клиента от врагов собственным телом и защитить от обезумевшей толпы. И поэтому ему доверяют самое дорогое – жизнь. А вот Глеб Ванин, мурманский телохранитель со стажем, генеральный директор заполярного отделения российской национальной ассоциации телохранителей, уверяет, что самое главное качество бодигарда (по-английски это «телохранитель» ) – вовсе не физические возможности, а аналитические способности, умение работать головой. Сам-то Глеб Васильевич около семи лет охранял крупного заполярного бизнесмена и хорошо знает, о чем говорит.
О рисках
– Условно можно разделить телохранителей на три вида: для охраны, для статусности и для «понтов», – объясняет он. – В первом случае телохранителей нанимают, как правило, бизнесмены, которым необходима личная охрана. Во-втором – публичные люди, зачастую это артисты, безопасности которых могут угрожать, в частности, их же собственные фанаты. И наконец, для «понтов» мурманчане нанимают телохранителей, как правило, чтобы почувствовать себя уверенней. Или избежать мнимых неприятностей. Допустим, клиент считает, что на каком-то мероприятии или в какой-либо ситуации в него могут брызнуть из баллончика с краской. И прибегает к услугам охранника. Такие заказы обычно недолгосрочны.
Но в любом случае, уверяет Глеб Ванин, хороший специалист должен уметь прежде всего предупреждать риски, «чтобы проблемы клиента не стали твоими». То есть вычислять опасность еще до ее появления. Телохранитель не ищет приключений с целью применения своих навыков. Напротив, он использует способности, чтобы избежать проблем. Ведь зачастую охраняемые лица страдают так называемым синдромом вседозволенности, сидя за броней своего автомобиля и имея за спиной вооруженную группу поддержки.
Об условном рефлексе
Клиентов иногда приходится даже обманывать ради их собственного блага. Был случай, когда VIP-клиент послал водителя с телохранителем вернуть уехавшую с вечеринки красивую девушку. Гонцы ослушаться не могли: пустились в погоню и довольно быстро настигли и прижали к обочине машину беглянки, которая наотрез отказалась возвращаться! Телохранитель, здраво рассудив, что его действия по отношению к девушке вполне могут квалифицироваться как похищение, ничего предпринимать не стал. И убедил клиента в том, что девушку просто не смогли найти.
А бывает, случаются курьезы. Причиной одного из них стала привычка охраняемого предпринимателя откидываться на заднем сиденье своего автомобиля, как на диване. В зеркало заднего вида водителю его, понятное дело, было не видно. И он привык машинально ориентироваться на звук захлопывающейся двери. Этот условный рефлекс, действующий годами, однажды стоил ему работы.
Глубокой ночью в студеную зимнюю пору бодигард вывел подгулявшего коммерсанта в легком костюме из ночного клуба и, как положено, открыл заднюю дверь стоявшего рядом автомобиля. Но в это время у бизнесмена зазвонил телефон. Одной рукой разыскав в кармане звонивший телефон, другой он захлопнул открытую перед ним дверь...
Надо ли добавлять, что водитель, услышав этот «условный» звук, тут же сорвался с места? Дверь в клуб была уже закрыта. Водитель на звонки телохранителя не отвечал – ведь разговаривать по телефону за рулем не положено. Ему понадобилось десять минут, чтобы заметить, что он ведет пустую машину, и вернуться к клубу.
О двух зайцах
Как говорит Глеб Васильевич, главное для телохранителя – найти общий язык с заказчиком, потому что сопровождать охраняемое лицо придется практически круглосуточно. На работе и на отдыхе, в деловых поездках и в клубах, в загородном доме и в городской квартире охранник всегда рядом, а потому его присутствие не должно тяготить. К тому же бодигарду нужно быть готовым к тому, что ему придется видеть все стороны жизни шефа, и в минуты самоконтроля, и в моменты полного расслабления.
– На лекциях частенько говорят, что телохранитель – это не помощник по хозяйству, – поясняет Глеб Ванин. – Он не должен подавать шефу сумку, ходить в магазин за продуктами или носить пакеты с покупками. Его обязанность – обеспечивать безопасность, и отвлекаться на мелочи – значит, подвергать жизнь клиента риску.
А вообще, общение с заказчиком очень часто перерастает в тесное и доверительное, и категорические правила тут не всегда работают.
Ну вот, например, такая на первый взгляд весьма банальная история, которой с Ваниным поделился коллега на встрече в профессиональном клубе телохранителей. Охраняемый VIP-клиент после бурной вечеринки в ночном заведении был изрядно навеселе и, как водится, требовал продолжения банкета и острых ощущений. Не долго думая, решил поискать их за рулем своего авто. Стал требовать ключи у водителя. Тот был в большом замешательстве: ведь ключи, как и сама машина, были собственностью бизнесмена. Оригинальный выход из щекотливого положения нашел именно телохранитель: он не растерялся, забрал у водителя ключи и забросил их в большой сугроб. Солидный предприниматель, разумеется, в сугроб не полез. А наутро не без благодарности в адрес охранника посмеялся над своей подогретой алкоголем прытью. Находчивый телохранитель, можно сказать, убил сразу двух зайцев: сумел уберечь от опасности VIP-клиента и сохранить место работы. А так бывает не всегда.
Известны, например, истории об увольнении охранников просто за то, что не дали подвыпившим клиентам пострелять из своего пистолета.
О минусах и зарплате
Несмотря на то, что большую роль в работе телохранителя играет психологическая устойчивость: умение трезво оценивать ситуацию, не поддаваться массовой истерии, способность гасить зарождающиеся конфликты, немало значит физическая подготовка. Разумеется, в списке важных навыков и умений меткость, выносливость, интуиция, быстрая реакция, внимательность, честность.
– Если ты чего-то не умеешь, то в работе это станет твоим большим минусом, – объясняет Глеб Ванин. – Ну, например, зачастую телохранителям приходится совмещать обязанности личного охранника и водителя, потому навыки управления автомобилем нужны обязательно. Как правило, телохранители заканчивают курсы экстремального вождения. Плюс сейчас все большим спросом пользуются охранники со знанием иностранных языков, необходимо знать хотя бы два – английский и немецкий. Недавно был на семинаре телохранителей в Санкт-Петербурге, там предлагалась работа с иностранцами, она оценивалась в 120 тысяч рублей в месяц. Для сравнения: в Мурманске телохранитель в среднем получает до 40 тысяч рублей в месяц. Правда, это условная цифра, ведь зарплата личного охранника часто напрямую зависит от возможностей клиента и уровня квалификации самого бодигарда.
О правой руке
Глеб Васильевич говорит, что услуги телохранителей в Мурманске очень востребованы, работы много. Контингент местных бодигардов в основном составляют молодые люди от 24 до 35 лет. Как правило, они обучаются на курсах заполярного отделения российской национальной ассоциации телохранителей, которая позиционирует себя как преемник 9-го отдела КГБ СССР. В ассоциации говорят, что унаследовали не только принципы аналитической и физической подготовки, но и советский моральный кодекс личных охранников.
Считается, что у бодигардов должен быть надежный тыл – семья, которая играет роль своеобразного якоря в море рисков и опасностей. Однако Глеб Ванин уверяет, что далеко не каждая женщина может смириться с почти круглосуточным режимом работы своего благоверного, а потому личные охранники частенько бывают холостыми. И никакого флера романтики тут тоже нет, это рутинная тяжелая работа, которая, кстати, вопреки расхожему мнению, не является наиболее опасной. Для сравнения: самыми опасными в мире признаны профессии шахтеров и журналистов. Именно представителей этих профессиональных цехов за год гибнет больше всего. Бодигарды в последнее время в этом «табеле о рангах» не поднимались выше 8–9-го места.
И это только подчеркивает то, что на первый план в работе телохранителей вышло именно аналитическое умение «просчитывать» угрозу и преду-преждать опасность. Не случайно же многие личные охранники предпринимателей впоследствии становятся их заместителями, своеобразной правой рукой в ведении бизнеса. И их компетентность тут сложно переоценить.
Анжелика КОВАЛЕВА.
kovaleva@vmnews.ru
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ.