На оперативном совещании 14 августа губернатор Марина Ковтун рассказала, что на днях она говорила по телефону с председателем правления ПАО «Новатэк» Леонидом Михельсоном о той части проекта «Ямал СПГ», который касается строительства верфей на Кольском полуострове (западный берег Кольского залива).
А ранее Леонид Михельсон докладывал премьер-министру Дмитрию Медведеву о ходе работ по реализации проекта «Ямал СПГ». Глава «Новатэк» рассказал премьеру, что уже началось строительство центра крупнотоннажных морских сооружений «Кольская верфь» на западном берегу Кольского залива в селе Белокаменка.
Первую очередь «Кольской верфи» планируется запустить в 2019 году. На строительстве собираются задействовать не менее 8–10 тысяч рабочих и инженеров.
«Инвестор должен чувствовать, что мы заинтересованы в реализации постановления правительства РФ не меньше, чем сам организатор работ», – сказала губернатор, обращаясь к членам правительства Мурманской области.
Здесь не обойтись без политической ложки дегтя в бочку экономического меда. Любой мурманчанин обязательно вспомнит и про освоение Штокмана, и про транспортный узел, и про особую экономическую зону. Помните радужные посулы губернатора Юрия Евдокимова: нефть Арктики – высокие зарплаты, низкие квартплаты? Ну и где это все?
К этим несбыточным мечтам можно добавить переполох с переводом Росляково из статуса ЗАТО в муниципалитет Мурманск, так как «Роснефть» должна была развернуть там глобальное строительство. Этот проект тоже заморожен. Поэтому у скептиков есть поводы кривить губы в саркастической усмешке.
Но только надо понимать, что проекты освоения Арктики – это не региональные и даже не российские проекты. Начало их реализации напрямую зависит от раскладов мировой политики и экономики. Здесь игроки – президенты РФ и США, председатель КНР, ведущие главы государств ЕС. Место любого губернатора в этих процессах даже не 16-е, а 116-е.
Есть ли стопроцентная гарантия реализации проектов «Арктика СПГ» (сюда входит и «Кольская верфь»)? Если не случится какого-нибудь страшенного политического или экономического кризиса, то, конечно, проекты будут осуществлены.
Например, главная ошибка Юрия Евдокимова была в том, что он любил рассказывать о Штокмане, о транспортном узле или особой экономической зоне от своего лица. Совершенно не употребляя слов вроде «если мировая конъюнктура позволит», «если геополитические расклады будут благоприятны» и т. д. А в 2008 году – бабах! – мировой финансовый кризис. А в 2014 году – бабах! – переворот на Украине и политика санкций. А в 2016-м – Сирия и чуть ли не возврат к холодной войне. Поэтому ждем реализации проекта «Новатэк» с осторожным оптимизмом.
А какой интерес во всем этом проекте нам, мурманчанам? Если под Белокаменкой будут трудиться 10 тысяч хорошо оплачиваемых рабочих и инженеров, то, как вы думаете, куда они будут ездить за покупками, где проводить досуг? Инвесторам потребуются вынесенные офисы. Как вы думаете, где они будут располагаться? Осуществление планов «Новатэк» – толчок к развитию и нашим строителям, и торговцам, и сфере досуга.
Проект, конечно, глобальный. И даже неважно, какой состав областного правительства поучаствует в его реализации. Главное, чтобы работали, как сейчас.
Дмитрий МАЛЫШЕВ.
malyshev@vmnews.ru
Фото из открытых Интернет-источников.