«Вечерка» не раз писала об уловках предпринимателей, которые пытаются заработать на доверии мурманчан к муниципальным властям. В ход идут якобы городские программы по поверке счетчиков, установке фильтров для воды и даже по замене окон. Жильцов пугают законами, ограниченными сроками и жесткими санкциями. Но все это делается лишь для того, чтобы ввести граждан в заблуждение и «срубить» с них побольше денег. Причем делается это грамотно, зачастую к их листовкам по закону не придраться. Но и на старуху бывает проруха. На днях Мурманское управление федеральной антимонопольной службы признало одно из таких «уведомлений» незаконной рекламой.
А началось все после того, как бдительная мурманчанка обратилась в УФАС с жалобой, что в почтовые ящики горожан кидают листовки, выполненные в виде квитанции-уведомления со штрих-кодом: «Уведомляем вас о том, что ваш дом попадает в районную программу. В вашем доме ПЛАНОВО проводится замена и установка стеклопакетов по ценам завода».
– Для того чтобы усилить эффект от данной рекламы, на первый план были помещены изображение штрих-кода и надпись крупным шрифтом «УВЕДОМЛЕНИЕ», – сообщили в Мурманском УФАС. – Создается впечатление, что перед потребителем официальный бланк, предписывающий определенные действия для его получателя. Также срок программы был ограничен.
Как правильно подметила заявительница, форма и содержание рекламы наводит на мысль, что органами местного самоуправления организована программа по плановой замене и установке стеклопакетов. А рекламирующая организация будто бы выиграла в муниципалитете аукцион на установку окон в подъездах дома и оказывает услугу в соответствии с районной программой.
Комиссия Мурманского УФАС России выяснила, что листовки распространяет индивидуальный предприниматель. Он оказался не знаком с законами и оформил рекламу в виде почтовых уведомлений, объясняя это маркетинговым ходом. Мужчина также пояснил, что участки распространения рекламы определял лично, ориентируясь на дома, в которых меньше всего замененных окон.
Естественно, этот предприниматель не участвовал ни в каком аукционе и не получал каких-то особых прав от органов местного самоуправления по установке стеклопакетов в квартирах мурманчанке. Никакой «районной программы» и утвержденного плана замены и установки стеклопакетов также не оказалось. Кроме того, не были представлены доказательства, что замена и установка стеклопакетов осуществлялась «по ценам завода».
Комиссия УФАС признала данную рекламу ненадлежащей и недостоверной. Предпринимателю выдали предписание об устранении нарушений. Материалы переданы для возбуждения дела об административном правонарушении. Предпринимателю грозит штраф от 2 до 2,5 тысячи рублей.
К ТЕМЕ
В соответствии с Законом «О рекламе» недостоверной признается та реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размерах скидок, тарифов и других условиях приобретения товара; об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Антонина БЕРЕЖНОВА.
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ.