Ярко-оранжевые, с виду громоздкие и неудобные комбинезоны военных летчиков морской авиации на деле являются почти фантастической по функциональности и возможностям одеждой. Достаточно сказать, что в таком костюме человек может продержаться в ледяной воде до 16 часов. Подобные меры безопасности совсем не лишние при всем мастерстве северофлотских асов и совершенстве современной военной техники. А в последнем смогли убедиться члены делегации Мурманска во время визита в гарнизон Североморск-3, где базируются палубные летчики подшефного Мурманску авианосца «Адмирал Кузнецов». Поводом для поездки стало появление в гарнизонной школе первого отряда юнармии.
Летающие танки
Компактный самолет Су-25 называют «летающим танком». Он эффективен и безотказен, как автомат Калашникова.
– На нем можно сесть в поле, дозаправиться соляркой и продолжить выполнять боевые задачи в воздухе. Друг у меня в одной из горячих точек на таком самолете смог сесть даже после того, как ему разворотило оба двигателя, – рассказал, показывая гостям боевые машины, заместитель командира корабельного истребительного авиаполка по работе с личным составом Денис Ищенко.
Сейчас на таких самолетах, поступивших на вооружение еще в начале 1980-х годов (точнее, на их учебной модификации Су-25УТГ), военные летчики проходят подготовку к посадкам на авианосец.
Что касается современных боевых машин, стоящих на вооружении Северного флота, то они больше похожи на летательные аппараты из фантастических лент. Обилие острых углов взамен привычных обтекаемых форм, компьютерная начинка – таковы, например, самые новые из поступивших на флот тяжелые истребители Су-30СМ. Эта уникальная машина сочетает в себе качества бомбардировщика, штурмовика и истребителя, она способна уничтожать как воздушные, так и наземные и надводные цели. Самолет способен нести более 10 тонн ракет и бомб на 12 узлах подвески.
А вот в кабине этого самолета достаточно аскетично – минимум пространства для летчика при обилии техники и систем управления. Поэтому высокорослым асам приходится достаточно тяжело. В этом на себе смогли убедиться участники поездки, которым представилась уникальная возможность «примерить» на себя кабину летчика-истребителя.
Инструкция по выживанию
Во время полета перегрузка может превышать обычную в семь раз. При катапультировании в первые мгновения – до 20 раз. Высоки нагрузки и при посадке: тормозной трос, который останавливает самолет, «дает» на это всего 90 метров. И каждый полет – проверка на скорость реакции и точность каждого движения. Это экстремальные испытание для организма.
Поэтому летчикам требуется отменное здоровье. Каждый год они проходят тщательнейшую медкомиссию, с обязательной «центрифугой».
И очень насыщенно готовятся к полетам еще на земле. Гостям гарнизона показали классы, где это происходит. В одних изучается теория, в других отрабатывается практика. Например, действия при прыжке с парашютом, что входит в обязательную программу подготовки летчиков. В помещении к потолку подвешены парашютные стропы, на которых учатся действовать в нештатных ситуациях – например, когда парашют зацепился за дерево.
Самой зрелищной частью – по крайней мере для гостей – стала демонстрация летного тренажера. Это виртуальная кабина самолета с тремя экранами вместо окон, на которых проецируются реальные ландшафты, над которыми проходят полеты. Это может быть лес или пустыня, море, облака, ночное небо. В кабине есть все органы управления самолетом, поэтому визуально получается полный эффект полета. Можно сымитировать даже дозаправку в воздухе.
А в свободные часы излюбленное место летчиков – спорткомплекс.
– Если физически не поддерживать себя – очень тяжело будет, – пояснил Денис Ищенко.
Речь не только о физических нагрузках, но и психологических. Летчики стойко переносят все тяготы военной службы, включая долгие, иногда до полугода, командировки. По возможности, конечно, военнослужащим организуют связь с родными. Порой внеочередные, если произошло что-то очень важное. Один такой сеанс связи был и во время участия палубных истребителей в операции в Сирии: за это время у одного из летчиков родился сын. А вообще за время сирийского похода у личного состава ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» родились 9 девочек и 12 мальчиков.
Летная смена
Когда мурманская делегация добралась до школы, где должна была проходить церемония посвящения в юнармейцы, всем уже было понятно, что местным ребятам рассказывать о патриотизме особо не нужно – он у них в крови. Тем не менее отбор кандидатов в первый местный отряд юнармии был очень серьезным. Его прошли 18 человек, большинство – шестиклассники. Причем около половины – девочки, в том числе командир отряда Настя Ромащенко. Все они – победители строевых смотров, различных конкурсов. В феврале этого года они заняли первое место в областной игре «Зарница».
Заместитель председателя Мурманского горсовета Михаил Белошеев во время церемонии посвящения поблагодарил командование и власти гарнизона за то, что они сотрудничают и с мурманскими отрядами юнармии, которых в нашем городе уже 22.
– Это очень важно, что про патриотизм ребята узнают не просто на словах, а видя летчиков, настоящих героев, тех, кто защищает безопасность нашей страны, видя боевую технику, – сказал Михаил Викторович. – Это понятнее и эффективнее любых слов.
– Многие мальчики мечтают стать летчиками или военными других видов вооруженных сил, и мы обязательно будем развивать дружбу мурманских и североморских юнармейцев, – добавил глава муниципального образования город Мурманск Дмитрий Филиппов. – Мурманчане смогут приезжать сюда, и такие визиты уже были, а детей летчиков мы обязательно будет приглашать в Мурманск.
Игорь ЛЕОНИДОВ.
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ.