Первому частному телеканалу Мурманской области «ТВ-21» исполнилось 25 лет. 13 из них на канале работает нынешний генеральный директор Светлана Солдатова. Журналист «Вечерки» поговорил со Светланой Юрьевной о прошлом, настоящем и будущем регионального телевидения.
Муж нашелся сам
– Расскажите, как у вас все началось? Жила-была в Мурманске обычная девочка Света, закончила школу, педагогический институт, отработала три года в школе учителем русского языка и литературы, и вдруг в 25 лет ее пробило, что она выдающийся тележурналист?
– Нет, не так все было. Не пробивало меня. В школе тогда было очень много работы. Это были трудные времена. Денег не платили, учителя кинулись зарабатывать всеми возможными способами. И на меня, юную тогда совсем девушку весом 49 килограммов, повесили очень большую нагрузку. Пятые классы, одиннадцатый, две смены, проверка тетрадей, классное руководство, замены заболевших и уволившихся учителей. Безумная нагрузка.
– А в промежутках выходила замуж и рожала детей?
– Какое там замуж! Мне головы некогда было поднять. В промежутках я водила детей на экскурсии и в походы на природу. И через три года была изношена полностью. Вот так можно было укатать человека. У меня было полное ощущение, что я иду если не на кладбище, то в сумасшедший дом. И подумала я, что самый лучший вариант будет выйти замуж. Я не стала искать претендента в мужья. Мой будущий муж пришел ко мне в гости сам. У нас была великолепнейшая история знакомства.
– А можно подробности?
– Можно. Один из моих знакомых – я не знала, что он имеет на меня какие-то виды, – решил представить другим своим друзьям меня как свою девушку. Такая вот была замысловатая история. И он их пригласил на некие смотрины. Но все пошло не так. Я же понятия не имела о его планах. Среди приглашенных был Игорь Солдатов – человек с энциклопедическими знаниями, с великолепнейшим чувством юмора, тонкий психолог. С ним было невероятно интересно, и подумала я, что надо познакомиться поближе. А он потом мне рассказывал, что тогда решил – с этой девушкой никогда не будет скучно. И мы через две недели знакомства подали заявление в загс и поженились.
– Смело.
– Да. 24 августа мы познакомились, а 14 ноября была свадьба.
Главное – здравый смысл
– С семьей понятно, а телевидение-то?
– Телевидение. Дело в том, что свидетелем на нашей свадьбе был Сергей Бердников, который тогда работал на «Блице», но очень хотел попасть на ГТРК «Мурман». А ГТРК как раз объявила конкурс на замещение вакантных должностей. И я с Сергеем за компанию решила поучаствовать в конкурсе. В итоге я прошла, а он нет. Причем пострадал из-за своего характера, заявив, что все программы на ГТРК очень скучны. Ну и как после этого его могли взять? Правда, позже он все-таки своего добился и работал на ГТРК «Мурман».
– Говорят, что, прежде чем тебя взяли, ты должна была сделать программу?
– Да, и я, не имея представления, что это такое, сделала программу «Дети и коммерция», все по своему разумению. До сих пор считаю, что здравый смысл очень важен в работе журналиста. Отправилась смотреть, что делают дети. Как они зарабатывают деньги? Одни вытряхивали копейки из своих одноклассников, другие обжигали железо, мыли машины. И из всех этих эпизодов сложилась передача «Дети и коммерция». И когда программа вышла в эфир, то все обалдели, потому что в таком ракурсе проблему никто не рассматривал. А мне просто тогда ничего другого в голову не пришло.
– Вы 10 лет проработали в редакции молодежных программ на ГТРК «Мурман» и были абсолютно, на мой взгляд, на месте. И вдруг ушли на «ТВ-21». Это был новый вызов?
– Было несколько причин моего ухода. Рассказать обо всех? Люди еще живы (смеется). Самая большая проблема – закрылась редакция тематических программ на ГТРК «Мурман». Там мы делали передачи «36,6», «Времечко», но эфирное время урезали, остались одни новости. В новостях мне предложили стать редактором итогового выпуска «Панорамы недели». Технических возможностей, чтобы сделать «Панораму» действительно крутой, было очень мало. И исчез кураж. Возникло ощущение, что моя профессия, все, чему я научилась, – вести прямые эфиры, чудить, развлекать – все это уходит и превращается в забивание гвоздей. Это был ад. И тут меня пригласили на «ТВ-21». Что немаловажно, зарплату предложили в три раза больше! Встал выбор: тут все понятно и маленькая зарплата, а там все непонятно и большая зарплата. Зарплата перевесила. Хотя не скрою, что после первого рабочего дня на «ТВ-21» ночью я плакала. Звонила моему режиссеру на ГТРК Инне Швец, говорила, что совершила ошибку, жалею, что ушла, а в ответ услышала: «Света, не гневи Бога». Посыл был такой, что все утрясется, образуется. Ведь когда я пришла, атмосфера на «ТВ-21» была мрачная, все сидели спиной к редактору – а я пришла выпускающим редактором в «Новости» – и разговаривали, не поворачиваясь ко мне. Я поняла, что делать надо только одно – менять атмосферу. Начала шутить. Встречать людей с улыбкой. Помогать, придумывать. Первое время мне даже было обидно, что придумала я, а хвалят за сюжет другого.
– Но ведь все же наоборот!
– Да, это я уже потом поняла, что все наоборот. Я же была индивидуалистом. А затем увидела, что мои идеи воплощаются и к тому же авторы добавляют какие-то свои ракурсы и краски. И это круто!
От «напиханки» к фильму
– Как пришла в голову мысль сделать утренний эфир?
– Эта мысль была связана с тем, что надо было разрабатывать новое рекламное поле. Утренний эфир – это тоже деньги, а деньги надо собирать. Предложил сделать программу «Наше утро», тем более мне тогда показалось, что в «Новостях» я уже все сделала. И там уже было кому этим заняться. И я стала заниматься утренним эфиром. Кстати, когда я училась в школе Владимира Познера, то он говорил, что самое крутое – это делать утренний эфир. Я это поняла, и вот программе уже 11 лет.
– Судя по тому, что в 2011 году программа получила премию «ТЭФИ», поняла не только ты.
– Когда мы получали «ТЭФИ», то нам сказали: «Ребята, вы уникальны, потому что не боитесь смеяться над собой». И действительно, журналисты у нас не надутые, не самодовольные. Я считаю, что одна из главных бед журналистики – это самодовольство. Вот Сережа Юдков – он вроде бы уже 25 лет ходит по одному и тому же полю, а у него постоянно горят глаза! Мы таким классным делом занимаемся!
– Программе «Наше утро» 11 лет. Не катится ли она по одним и тем же рельсам? Может быть, пора перевести стрелки?
– Ну, программа все равно меняется. Сначала у нас был «сквозной» гость через всю программу, потом это была такая «напиханка», теперь в программе есть тема. Что будет дальше, я не знаю. Сегодня, по-моему, ребята идут в сторону создания маленького кино, то есть каждая программа – это небольшой фильм. И мне интересно за этим наблюдать.
– А как вы тигра в студию заманили на юбилей? Не страшно было?
– Не страшно, потому что меня не было. Но это не мы тигра испугались, а тигр нас испугался и обкакался. Воняло у нас на этаже зловеще несвежестями звериными.
Женское и мужское
– Ладно, пойдем дальше. Генеральный директор – Светлана Солдатова, главный редактор – Эльвира Серга, коммерческий директор – Светлана Осминина. «Бабье царство» мешает, помогает или это ничего не значит?
– Вообще-то, я над этим размышляла. У нас и главный бухгалтер женщина, и экономист. Считается, что женщинам труднее друг с другом договориться. Но приобретя опыт, я поняла, что нельзя окружать себя людьми себе подобными. По характеру, по мироощущению, по каким-то философским воззрениям. Они все должны быть разными независимо от пола.
– Но с ними должно быть комфортно работать?
– Конечно. Какой-то общий набор нравственных ценностей должен быть. Но с точки зрения жизненного опыта, мышления, скорости восприятия они все должны быть разными. А вообще-то у нас мужское телевидение. Мужчин работает больше.
– Телевидение мужское, но мне кажется, что программа «Наше утро» нацелена как раз на женскую аудиторию?
– Это сделано специально, для сбора денег. Аудитория – мамы и дети. И реклама в программе соответствующая. Ведь изначально ставилась задача создать, скажет так, коммерческий продукт и собирать деньги с утреннего эфира. Вечерних уже не хватало.
Точка непокоя
– Вы – генеральный директор телеканала с 2009 года с перерывом в два года. Чего жаль, а чего не жаль после того, как вы стали телевизионным начальником?
– Я очень люблю снимать сюжеты. И самое главное, что научилась снимать их в голове. Могу сценарий написать заранее, а потом поехать и снять так, как мне и хотелось. Опыт огромный, а возможности нет. Не дают! Другим ведь тоже надо снимать сюжеты. А когда мне предложили стать генеральным директором, я, конечно, понимала, что будет тяжело. А потом подумала: вот пришлют дурака со стороны и что мы будем делать? Мне кажется, что я понимаю, каким надо быть директором. Людям не надо мешать работать! Нужно их стимулировать, хвалить и не заниматься насилием. Главная задача директора – вдохновлять людей на творческие подвиги. Директор в компании – точка покоя, но покоя атмосферного, а не творческого.
– Вы после 13-летнего перерыва вернулись к собственным программам. Появился свой круглосуточный телеканал «ТВ-21+». Эра сетевого партнерства заканчивается?
– Это амбициозный проект. Тем более что рано или поздно мы расстанемся с СТС. Там останется только наша реклама. Через полтора-два года совместного вещания с СТС у нас уже не будет. Новый канал – это новый вызов. Интереснее жить, когда начинаешь делать что-то новое и трудное.
– На какую аудиторию будет сориентирован канал? Нельзя быть хорошим для всех.
– Мы посмотрели – население у нас в области мужское. Хотя понимаем, что, ориентируясь на мужскую часть населения, мы потеряем какую-то часть женской аудитории. А может, и нет. У нас здесь бесконечные дискуссии по этому поводу. И в ходе этих дискуссий мы приходим пока еще не к пониманию способов достижения цели, а видению, как это должно быть. Так что смотрите телеканал «ТВ-21+» и вы увидите, как мы будем меняться на ваших глазах.
– Кого вы считаете вашими учителями в профессии?
– Режиссер Елена Васюкова, журналисты Юрий Ерофеев и Валерий Гамза. Это люди, которые мне очень помогали разбираться в телевидении. Андрей Сычев. Да их много – вся наша тематическая редакция. Ведь ТВ-21 вышло из ГТРК «Мурман». И отцы-основатели, и те, кто руководит сейчас.
– Спасибо за беседу. С праздником вас и ваш коллектив!
Андрей ПРИВАЛИХИН.
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ.