На этой неделе в студии «Большого радио» побывал начальник отдела разрешительно-визовой работы Управления по вопросам миграции УМВД России по Мурманской области подполковник Владимир Соловьев. С разрешения наших коллег мы публикуем печатную версию интервью.
«Китайский» прорыв
– Владимир Александрович, какова сегодня миграционная обстановка в нашей области и в Мурманске? Не пора ли нам по примеру столичных жителей начинать ворчать про «понаехавших»?
– Если говорить сухим языком, то миграционная обстановка у нас спокойная, стабильная. Что это значит? Это значит, что кричать «Понаехали!» никаких оснований у нас нет. Общее количество прибывающих в область с разными целями иностранных граждан остается стабильным – около 30 тысяч человек в год. Например, в прошлом году – 30181 иностранец был поставлен на миграционный учет. А так обычно цифры колеблются от 28 до 32 тысяч человек.
– А если по странам? Сколько из ближнего зарубежья, сколько из дальнего?
– Учитывая наше географическое положение, скажу, что главным образом к нам едут наши северные соседи – граждане Финляндии и Норвегии. А если брать страны, которые с нашим регионом не граничат, то у нас серьезный прорыв со стороны туристов из Китая.
– Что значит серьезный прорыв?
– Посудите сами: если в предыдущие годы к нам приезжало около 100 китайцев, большая часть из которых были бизнесмены. Деловые встречи, переговоры, визиты по 1–2 дня и все. А вот в прошлом году Мурманскую область посетили 3000 китайцев. В основном туристов.
Патент вместо квоты
– Каждый иностранец по-прежнему должен указывать цель визита?
– Обязательно. И должен писать правду. Если напишет неправду, будет нести ответственность.
– Вы имеете в виду, что есть такие, которые указывают цель – туризм, а сами устраиваются на работу?
– Да, именно это я и имею в виду. Если вы приехали работать, то должны заявить цель посещения – работа. Если иностранный гражданин этого не сделал, то трудиться на легальных основаниях он не сможет.
– А помните, как одно предприятие рыбопереработки привезло китайских рабочих?
– Конечно, помню. Тогда один из руководителей этого предприятия съездил в Китай и решил, что неприхотливые китайские рабочие снимут все проблемы с нехваткой рабочей силы. И ошибся. Китайцы побузили здесь изрядно. Были недовольны практически всем: условиями труда, проживания, питанием, зарплатой. Намаялись мы с ними. Короче говоря, эксперимент не удался.
– Есть ли сегодня квота на работу для иностранцев?
– Никакой квоты нет, с 2015 года законодательством предусмотрена выдача патентов на работу для иностранных граждан.
– Кто выдает патенты? Кто проверяет квалификацию работника?
– Патенты выдаем мы, Управление по вопросам миграции. А вот квалификацию по закону проверяет работодатель. В патенте лишь указывается специальность, по которой собирается работать иностранец. Достаточно часто мы меняем по заявлению профессию иностранного гражданина. То есть он получает патент по одной специальности, но у него не выходит устроиться на работу. В таком случае ему следует снова обратиться к нам, чтобы получить другой патент.
В поисках нелегалов
– Продолжает ли ваша служба проводить рейды по выявлению незаконно работающих иностранцев?
– Конечно. На плановой основе у нас проходят оперативно-профилактические мероприятия, они имеют различную направленность. Допустим, совместно с ГИБДД проводится мероприятие по городским перевозчикам. Также на плановой основе работаем совместно с линейным отделом внутренних дел, с Центром противодействия экстремизму, с подразделениями полиции общественной безопасности. Отрабатываются и торговые, и строительные объекты.
– С языка вопрос сняли. У мурманчан много претензий к квалификации водителей маршруток.
– Вот как раз во время таких рейдов и происходит проверка, в том числе и квалификации водителей маршрутных такси. При выявлении у иностранного гражданина двух и более административных правонарушений в течение трех лет выносится решение о недопущении его на территорию РФ. Что влечет за собой аннулирование патента, сокращение срока пребывания и выезд за пределы территории РФ. В прошлом году таких решений было принято 200, в масштабах нашего региона это довольно много.
Со своим уставом
– Трудовых мигрантов интересует вся область или только Мурманск?
– За трудоустройством из ближнего зарубежья едут в наиболее развитые, крупные города нашего региона и областной центр, конечно. Порядка восьмидесяти, девяноста процентов людей прибывают именно в Мурманск.
– Что можно сказать о поведении трудовых мигрантов? Ведь случается так, что кто-то едет со своим уставом в чужой монастырь.
– Они и будут ехать со своим уставом. Наша задача – через различные общественные институты выстраивать наше взаимодействие таким образом, чтобы в рамках взаимного уважения сохранять мир и межнациональное согласие.
– Раньше, когда иностранец приезжал в Мурманск, он был обязан в течение какого-то промежутка времени зарегистрироваться по месту пребывания. А теперь?
– Регистрации больше не существует. Существует процедура миграционного учета. Она была введена в 2007 году. Процедура заключается в том, что не сам иностранец, а лицо, которое его здесь принимает, должно совершить все нужные манипуляции для постановки человека на учет. На все это дается семь рабочих дней. Под «лицом» имеется в виду и работодатель, и частные лица, приглашающие иностранных граждан. Принцип миграционного учета заключается именно в этом.
7 лет до паспорта
– Есть ли процедура упрощенного получения гражданства РФ?
– Существует такая процедура для отдельных категорий иностранных граждан, для состоящих в браке с гражданами РФ, для ставших участниками программы переселения соотечественников. Также для родившихся на территории России. Упрощенная процедура – это меньше документов и короче срок ожидания.
– Сколько времени это займет от момента обращения до момента получения паспорта гражданина РФ?
– Для иностранцев, которые попадают под критерий переселения соотечественников, это составляет порядка шести -– восьми месяцев. Если же делать все обычным порядком, то процедура получения российского гражданства может занять 7 лет. При этом человек может на небольшие сроки покидать территорию России. Однако, чтобы стать российским гражданином, все это время надо прожить на нашей территории. Есть определенный ценз – процедура, установленная законом о гражданстве.
– Это мировая практика?
– Конечно. Но в любом случае государство определяет различные категории граждан, в которых оно особенно заинтересовано, и создает для них определенные режимы. Но общий порядок при этом длительный и достаточно трудоемкий.
С Украины в Россию
– Продолжают ли к нам ехать мигранты с Украины?
– Да, конечно. Около трех лет назад их общая численность доходила до восьми тысяч. На сегодняшний день их более трех тысяч человек. Временное убежище мы продолжаем предоставлять прибывающим к нам с юго-востока Украины. Это Донецкая и Луганская области. Если в период активных боевых действий к нам прибывало до трех тысяч в год, то сейчас это количество составляет около двухсот человек. Но тем не менее обстановка не- простая. Из этих регионов люди продолжают приезжать.
– Скажите, они приезжают на постоянное место жительства в Мурманскую область или с иными целями? Потому что было восемь тысяч, а сейчас осталось три тысячи. Пять тысяч вернулись обратно или в другие регионы РФ уехали?
– По-разному. Но большинство уже приобрело российское гражданство. Ситуация была непростая, даже термин появился – «экстренная массовая миграция». Под это определение в законодательстве были приготовлены определенные режимы, которые упрощали процедуру приобретения гражданства РФ.
Беседовал Андрей ПРИВАЛИХИН.
Фото Лидии ОДАРЧЕНКО.