«Сосед, первый час ночи! Сделай музыку потише!» – эти вполне безобидные слова стали отправной точкой в уголовном деле, рассмотренном недавно Ленинским судом Мурманска. Просьба соблюдать принятые нормы проживания в коммунальной квартире для одного из мурманчан закончилась на больничной койке, для другого – очередным сроком.
Воронья слободка
Своего соседа по квартире Ц. ее жильцы недолюбливали, а некоторые даже побаивались. И было за что. Мужчина не особо обременял себя учтивостью по отношению к другим. «У меня с ним и раньше случались конфликты на бытовой почве», – расскажет во время следствия и в суде потерпевший В. Он жил в той же квартире, что и сидевший на скамье подсудимых мужчина.
Ц. никак нельзя было назвать примером для подражания: вел асоциальный образ жизни, злоупотреблял спиртным, не соблюдал общепринятых норм морали. Но соседям всегда удавалось обходить острые углы, не доводя дело до крайности. Проживающая в этой же квартире мурманчанка Т. была сильно встревожена. По ее словам, сосед не просто прикладывался к бутылке, он страдал запоями. В состоянии алкогольного опьянения становился агрессивным, провоцировал конфликты с соседями, скандалил, оскорблял других. Такая вот воронья слободка на новый лад.
Драма под музыку
В один из дней минувшего ноября обстановка в неспокойной квартире для ее обитателей была самая привычная. Вернувшийся домой Ц. был, как всегда, в сильном подпитии. С осоловевшими глазами он бездумно бродил по квартире, стучал в соседские двери. Соседи, зная о нраве пьяного жильца, благоразумно не открывали. Не найдя себе собеседника, Ц. удалился в свою комнату. А чтобы не было скучно, включил на полную громкость музыку и принялся о чем-то толковать сам с собой. Музыка мешала всем. Но до поры до времени люди терпели.
Первым не выдержал В. В полночь он постучал в соседскую дверь и попросил приглушить орущий на всю квартиру магнитофон. Дверь открыл нетрезвый Ц. Незваного гостя он встретил с ножом в руке. В. снова повторил свою просьбу. В ответ услышал ругань и мат. Слово за слово, возникла словесная перепалка. Только на этот раз Ц. был особо агрессивен, видать, зажатый в руке нож придавал ему уверенности. Да он особо и не таился. Наоборот, в запале пригрозил соседу, что пустит нож в ход. Этот факт позже найдет свое отражение в уголовном деле.
В. не воспринял угрозу серьезно, поэтому подлый удар клинком в живот был для него неожиданным. Мужчина отшатнулся, держась руками за рану, а злодей спокойно закрыл перед ним дверь и отправился спать.
На шум и крики из своей комнаты выглянула соседка Т. Она-то и стала единственным свидетелем ночного преступления. Женщина увела потерпевшего в свою комнату, уложила на диван, а сама поспешила вызвать скорую помощь. Тогда жизнь В. всецело была в руках медиков. Они после беглого осмотра и неотложной помощи с предварительным диагнозом «проникающая колото-резаная рана передней брюшной стенки» срочно увезли мужчину в больницу. Там к первичному диагнозу добавятся еще тревожные ноты – ножом задеты и повреждены внутренние органы. Эксперты в своих заключениях будут откровенней: данное телесное повреждение, нанесенное со значительной травмирующей силой, по признаку опасности для жизни расценивается как тяжкий вред здоровью.
Суд разобрался
Но вернемся к натворившему столько дел Ц. Полицейские подняли его с постели и увезли в отдел для выяснения всех обстоятельств случившегося. С места происшествия оперативники изъяли два ножа. На следствии потерпевший В. уверенно опознал среди трех предъявленных кухонных ножей именно тот, которым Ц. ударил его в живот. У следователей появится еще одна неоспоримая улика. Их к тому времени уже было немало. Например, на лезвии все того же ножа эксперты обнаружат следы крови. Лабораторный анализ точно скажет, что она принадлежит потерпевшему.
На следствии Ц. свою вину в причинении тяжкого вреда здоровью В. полностью признал. Он рассказал, что ночью по пьянке поссорился с соседом, а затем ударил того ножом в живот. Потерпевший при этом ничем ему не угрожал. Этой версии обвиняемый держался вплоть до суда. Но во время судебного заседания вдруг пошел на попятную и отказался от признательных показаний. Нет, сам удара ножом он не отрицал. Но при этом упорно твердил, что совсем не собирался ранить, тем более тяжело, своего соседа. По словам Ц., он лишь оборонялся: потерпевший-де сам спровоцировал конфликт, к тому же он моложе и крепче его физически.
Впрочем, несмотря на все эти уверения, суд расценил действия Ц. как «причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, с применением предмета, используемого в качестве оружия». Суд также установил, что опасное ранение потерпевшему подсудимый нанес умышленно. Об этом свидетельствуют сразу несколько фактов. Во-первых, перед тем как открыть дверь в свою комнату на стук соседа, Ц. заранее вооружился кухонным ножом. Во-вторых, он пригрозил пришедшему, что пустит нож в дело. И в-третьих, в ходе ссоры обвиняемый с силой нанес потерпевшему удар ножом, что вряд ли могло произойти при простой обороне от нападавшего.
Все отговорки Ц. в суде были расценены как обычный способ защиты, уловка, чтобы избежать ответственности. Обвиняемый был приговорен к пяти годам лишения свободы, которые он проведет в колонии общего режима. Кроме того, после отбытия наказания ему назначено еще и дополнительное наказание в виде ограничения свободы сроком на один год.
Валерий СЕРЕБРЯКОВ.
Фото их открытых Интернет-источников.