Не виноватая я
Во вторник, 18 апреля, комитет облдумы по социальной политике и охране здоровья заслушал информацию главы минздрава региона Валерия Перетрухина о ходе реализации государственной программы «Развитие здравоохранения» в 2016 году.
Министра слушали депутаты Надежда Максимова (председатель комитета), Сергей Дубовой, Леонид Лукичев, Михаил Антропов, Борис Пищулин, Евгений Тарбаев, Михаил Ильиных, Лариса Круглова, Максим Белов, Роман Пономарев, Виктор Сайгин, Наталья Ведищева и Андрей Чернев.
Валерий Перетрухин начал с того, что попросил журналистов писать только то, что он говорит, и ни в коем случае не воспроизводить какие-то свои домыслы. Но дело в том, что радостный доклад Валерия Перетрухина длился больше часа, а передать в точности такой объем слов физически не под силу ни одному печатному органу.
Поэтому, хочешь не хочешь, а приходится обобщать, из чего следуют выводы.
Итак, в первой части доклада, больше похожего на презентацию (как заметила Наталья Ведищева), Валерий Перетрухин подводил слушателей к мысли, что если область деградирует по всем направлениям, то странно было бы требовать от отдельно взятого минздрава победных результатов.
Главный критерий
Но если оттолкнуться об всеобщего упадка, то минздрав работает не просто хорошо – отлично! Чего упорно не желает видеть областная прокуратура, заваливающая минздрав предписаниями (например, по вопросу фельдшерско-акушерских пунктов – ФАП), приводящими Валерия Перетрухина в недоумение.
Численность населения области продолжает падать. А если снижается общее число проживающих – снижается и число медработников. В регионе продолжает падать рождаемость. А населения предпенсионного и пенсионного возраста становится все больше. То есть – больного населения. Плюс еще климат и географическое положение.
Но наш минздрав, работая в таких запредельных условиях, выдал рекордный по Северо-Западу показатель снижения смертности населения. А показатели детской смертности у нас не то что чемпионские по России, а мы опережаем даже Швейцарию и США.
Здесь Валерий Перетрухин еще раз обратился к прессе: дескать, вот он, главный показатель! Сколько живо, сколько померло! А не спекулятивное жонглирование цифрами, выдернутыми из контекста!
Трудное слово
Министр в течение часа демонстрировал различные проекции, графики и диаграммы, на примере которых фактически доказывал – по сравнению с тем «плохо», как могло бы оно быть, если бы не мудрая и самоотверженная политика минздрава, это уже не «плохо», а, можно сказать, «хорошо».
Валерий Перетрухин один лишь раз сбился, когда на слайде выскочило слово «гипергликемия». Главный врач области с разбегу одолеть термин не смог, зашел на вторую попытку, но выговорить «гипергликемия» смог только с помощью Романа Пономарева.
Что же касается материального положения врачей и медперсонала, то средняя зарплата у докторов – больше 65 тысяч рублей, а у медиков среднего звена – больше 35.
Наконец, часовой доклад был осилен и наступило время вопросов.
Своими глазами
И тогда Наталья Ведищева, просто клокоча от сдерживаемого гнева, выдала – мол, Н-И-К-О-Г-Д-А не было по вопросам здравоохранения столько слезных челобитных и гневных обращений в адрес облдумы, сколько парламентарии получили за отчетный период. Количество жалоб на состояние областного здравоохранения превзошло даже количество обращений по вопросам ЖКХ! Да где же это видано?!
Наталья Ведищева рассказала, как в понедельник она с Андреем Черневым посетила областной онкологический диспансер и была поражена тем, что увидела. Условия содержания онкобольных Наталья Ведищева назвала нечеловеческими и скотскими. Оборудование онкодиспансера – старой рухлядью. Она задалась вопросом: куда делись 20 миллионов рублей, которые в прошлом году выделяли на ремонт кровли? Как рассказала Наталья Ведищева, в помоечной и нянечки грязные тряпки моют, и больные там же моются. И призвала Валерия Перетрухина самому съездить и на эту жуть хоть разок взглянуть.
Депутатская тайна
Далее. Она не поверила рассказам о средней зарплате больше 65 тысяч рублей. И объяснила коллегам: мол, у какого врача-специалиста ни спросишь – зарплата 20-25-30 тысяч в месяц, зато у главврача – 240 тысяч! Вот отсюда и «средняя по больнице» в 65 тысяч рублей.
Вопросы министру сыпались с пулеметной скоростью. Почему скорая на вызов зачастую прибывает через 2–3 часа после звонка? Почему проводятся массовые сокращения медперсонала, если медиков так не хватает? Она знает целые учреждения, где медсестер переводили на зарплату техничек. Это и есть «оптимизация» по Валерию Перетрухину? Почему ФАПы строят по 50 лет? Когда уже построят?
И когда Наталья Ведищева слышит, что у нас лучше, чем в Швейцарии из рекламного доклада Валерия Перетрухина, то она не знает, плакать или смеяться.
И что это за моду взял минздрав отвечать на официальный депутатский запрос – это, дескать, врачебная тайна?! Уже неоднократно было. Тогда на запросы минздрава облдума может отвечать: а это депутатская тайна!
Наболело
Зло прищурившись, министр стал отругиваться. Онкодиспансер? Так это до него, в федеральную программу по онкологии затесались аферисты, и сейчас там не клиника, а памятник стоит. А документация по полной замене разрабатывается.
Скорая едет 3 часа? А знает ли депутат, что скорые укомплектованы врачами меньше, чем на 50 процентов? И никто туда работать не идет?
ФАПы? А их строит вообще не минздрав, а минстрой! Вы бы, облдума, лучше бы больше денег давали!
И вообще, проблемы не в том, что мы (минздрав) плохо работаем, проблемы в том, что денег и людей ни на что не хватает!
После перепалки с Натальей Ведищевой Валерий Перетрухин, как богатырь в окружении половцев, продолжал отбиваться с двух рук от Андрея Чернева, Михаила Антропова, Надежды Максимовой, Романа Пономарева, Михаила Ильиных и прочих.
Лично я давненько не видел, чтобы депутаты были так возмущены работой конкретного министерства. Значит, и вправду наболело.
Дмитрий МАЛЫШЕВ.
Иллюстрация из открытых Интернет-источников.