На прошлой неделе в «Российской газете» появился материал «Игра в горячо-холодно», где журналист излагает точку зрения хозяев Мурманского морского рыбного порта (ММРП) на конфликт с руководством Мурманска по поводу теплоснабжения жилых домов на улицах Новосельской, Подгорной, Заречной, Песочной и Фестивальной.
Разные цели
Уважаемая «РГ» озвучила позицию частных владельцев ММРП. Не секрет, что цель любого капиталиста – максимальное получение прибыли. И это нормально. Если капиталист не будет думать о прибыли, то и сам вылетит в трубу, и все его рабочие-служащие на бирже труда окажутся.
Но, надеюсь, никто не будет спорить с тем, что у муниципальных властей Мурманска цели и задачи совсем иные. Это – защита интересов горожан, а уж никак не получение максимальной прибыли рыбным портом.
В статье портовики обстоятельно и доказательно жалуются: мол, от котельной, которая подает тепло в дома на указанные улицы, предприятию одни убытки. И хозяевам порта очень бы хотелось как-то побыстрее сбросить котельную с баланса. И это тоже нормальное желание, потому что обогрев жилых домов для рыбного порта совершенно не по профилю.
Все это понятно любому непредвзятому наблюдателю. Но как пытается решить свою проблему нынешнее руководство рыбного порта?
Давайте не будем залезать в дебри взаимных обид и бесконечно перечислять, кто кому и за что должен. Давайте пойдем по дороге бесспорных фактов и попробуем разобрать ситуацию логически.
Видел, что покупал
Итак, факт № 1. В конце 2015 года ММРП наконец-то приватизировали, до этого провалилась не одна попытка. Порт был выставлен за первоначальную цену в 711,8 миллиона рублей. Победителем в торгах стал де-факто Александр Романов (ранее в Мурманске он был известен, как Александр Адольфович Полещук, соучредитель фирмы «Аракс» в 90-е, соучредитель телекомпании «Блиц», потом возглавлял «Севрыбу» и так далее), заплативший за порт 1 миллиард 27 миллионов рублей. Стартовая цена была превышена на 44 процента. Позади остались три конкурирующие фирмы. Вообще-то, эта сумма – примерно 14 миллионов долларов США – цена для ММРП копеечная. Но раньше и по такой стоимости приобрести порт желающих найти не могли.
Я все это так подробно перечисляю, чтобы проиллюстрировать тезис: если частник на торгах идет на такое превышение стартовой цены, то он считает сделку выгодной. И предполагает в самом скором времени получать с предприятия прибыль. Иначе не покупал бы, переплачивая.
Я логично рассуждаю? А теперь вопрос. Александр Романов (Полещук) во время покупки знал, что на балансе порта висит убыточная котельная? Знал, не мог не знать! Иначе грош цена его юристам и менеджерам.
Три года на переход
Теперь факт № 2.
6 сентября 2012 года было издано постановление правительства РФ № 889. В нем предусмотрены как раз подобные случаи, когда какое-то большое (зачастую градообразующее) предприятие приватизируется, переходит в руки бизнесменов, а на балансе этого предприятия еще с советских времен числится куча социальных объектов. Указанное постановление определяет трехгодичный переходный срок, в течение которого новый собственник должен исполнять социальные обязательства, которые имелись на момент покупки.
Логика правительства проста. С одной стороны, понятно, что бизнесу все эти котельные (в нашем случае) совершенно не нужны. С дрогой стороны – исполнительная власть не должна мгновенно оказываться перед фактом: мол, мы купили, с баланса вам скинули, а там вертитесь, как хотите.
Эти три года, что предписаны в постановлении – определенного рода компромисс. Правительство РФ понимало, что интересы бизнеса – это прибыль, а интересы властей – чтобы люди без тепла не остались.
Во время покупки ММРП в конце 2015 года команда Александра Романова знала о постановлении № 889 от 6 сентября 2012 года? Знала, не могла не знать! Опять же, если это профессиональные юристы и менеджеры.
Значит, логично предположить, что Александр Романов (Полещук) заранее «закладывался» на убытки от котельной? Потому как объяснения типа: «Мы знали о котельной, но надеялись, что проблема сама как-то рассосется» – это детский лепет какой-то.
А деловая репутация Александра Романова (Полещука) никак не позволяет предположить, что он выигрывал торги, руководствуясь принципом «авось да небось».
Да, была возможность полюбовно договориться с городской властью. Не получилось. Городская власть Мурманска предложила новым хозяевам-капиталистам ММРП участвовать в программе расселения горожан из ветхого и аварийного жилья. Хозяева ММРП не захотели. Это их законное право.
Но тогда, руководствуясь уже своим законным правом, муниципальная власть воспользовалась возможностью этого переходного трехгодичного периода. Срок истекает 31 декабря 2018 года.
Фокус не удался
Руководство ММРП могло просто исполнять закон. Могло дальше вести переговоры, ища компромисс. Но одним из ключевых управленцев (исполнительным директором) в Мурманск отправился сын Александра Романова (Полещука) Даниил Полещук с целой командой молодых, креативных менеджеров.
И как вытекает из рассказов самого Даниила Полещука (на собрании работников рыбного порта он говорил об этом прямым текстом многократно), этим «креативным менеджерам» пришла в голову гениальная идея.
Ах, городская власть цепляется за букву закона? А мы воспользуемся общественными слушаниями по актуализации схемы теплоснабжения Мурманска, подошлем туда толпу работников ММРП (все знают, что на подобные общественные слушания всегда приходит не больше нескольких десятков общественников) и «завалим» им (то есть, по сути, всем мурманчанам) положительное решение.
Вот они тогда, небось, взвоют! Сразу шелковыми станут. Ведь народ за теплоснабжение спросит с городской власти. Об участии в комбинации ММРП никто и знать не будет!
Но у креативной бизнес-молодежи не получилось административно переиграть «замшелых чиновников-пеньков». Ловко используя нормативную базу, городская власть совершенно законно не допустила на слушания нанятую толпу провокаторов. И сорвать решения по актуализации схемы теплоснабжения Мурманска не дала.
Даниил Полещук страшно обиделся! Он, понимаешь, все так замечательно придумал, победную реляцию, наверное, отцу в уме составил – и такой облом!
И тогда он решил напугать вертикаль власти вообще. Собрал трудовой коллектив и начал объяснять, что зарплаты на вверенном ему предприятии не растут потому, что деньги отнимает мэрия на котельную. И совершенно недвусмысленно намекал на возможности неких элементов русского бунта, бессмысленного и беспощадного. Это в период фактически стартовавшей выборной кампании президента РФ!
Кстати, судя по угрюмому молчанию докеров на призыв поддержать начальство, портовые работяги очень сомневаются в том, что если лишние деньги у хозяев появятся, то они им, работягам, перепадут.
Простой выход
На упомянутом мероприятии сам Даниил Полещук говорил, дескать, и областное правительство, и областная прокуратура – все они поддерживают мэрию! Это сговор бюрократов против частного капитала, чтоб рабочий люд увеличения зарплаты не увидел!
Теперь факт № 3. Да, все указанные властные структуры поддерживают позицию городских властей. А кого им прикажете поддерживать, если мэрия Мурманска действует строго по закону? Ведь городское руководство многократно указывало ММРП: «Если вы считаете, что мы действуем неправомерно, то подавайте в суд, как в цивилизованном государстве и положено». В чем проблема-то? Что это за стращания: а мы на митинг, а мы на баррикады? Это позиция серьезной договаривающейся стороны?
Резюме. О том, что содержать котельную, скорее всего, придется 3 года после факта покупки, новые хозяева ММРП обязаны были знать заранее. Так и произошло. Тогда отсылаю бизнесменов к очень популярной на YouTube песенке Азамата Мусагалиева (капитан команды КВН «Сборная Камызякского края») о том, как не надо немотивированно ныть.
Денег жалко? Понятно! Всем своих денег жалко. Так предложи городу то, что нужно горожанам. Не хочешь участвовать в расселении «деревяшек»? Есть и другие социально значимые проекты. Присоединяйся к ним, сотрудничай с городом. А пугать вертикаль власти не надо. Во-первых, это выглядит глупо, а во-вторых – все равно не получится.
Дмитрий МАЛЫШЕВ.
Фото из открытых Интернет-источников.