В среду в большом зале заседаний облдумы яблоку негде было упасть. Там проходил «круглый стол» по вопросу организации медпомощи детям в школах и детских учреждениях. Ругались (давайте отбросим ложную политкорректность – в среду в облдуме не обменивались мнениями, а именно жестко ругались!) без перерыва добрых три часа.
Корень проблемы
Я не буду вдаваться в технические детали СанПиНов, нормативов и ведомственных инструкций, так как обыкновенному читателю это совершенно не интересно. Но раскрыть суть вопроса невозможно без краткого экскурса в историю.
С 1 января 2016 года вся система городского здравоохранения Мурманска перешла из ведения муниципальных властей в подчинение областного министерства здравоохранения. Когда это решение еще не вступило в силу, и главы Мурманска Алексей Веллер и Андрей Сысоев, и депутаты горсовета, среди которых полно главврачей, на бесчисленных заседаниях и в правительстве, и в Думе доказывали – переход учреждений здравоохранения от Мурманска области в том виде, в котором его видит министр здравоохранения Валерий Перетрухин, не подготовлен и не просчитан. Нет внятного ответа ни по деньгам, ни по вопросам хозяйствования, ни по кадрам.
На что Валерий Перетрухин и его первый заместитель Роман Москвин отвечали: мол, это пустые обывательские страхи! Все учтено могучим ураганом! И вот 1 января 2016 года сбылась мечта! Все учреждения горздрава Мурманска перешли под управление минздрава.
И – кто только бы мог подумать!? – через несколько месяцев начались проблемы. Уже к сентябрю 2016 года минздрав подготовил несколько законопроектов, предлагающих вернуть целый ряд обязанностей в сфере здравоохранения муниципалитетам. Это они хорошо придумали. Права, значит, останутся, за областным министерством, а обязанности (например, по предоставлению жилья специалистам) перейдут городам и поселкам.
Депутаты облумы Андрей Чернев, Герман Иванов, Олег Минин, представляющие интересы мурманчан, тогда взбеленились и «новаторство» Валерия Перетрухина в таком виде через Думу не прошло.
Учить или лечить?
В чем суть нынешнего конфликта? Позиция городского руководства Мурманска (кстати, ее поддерживают и главврачи из области, например, главврач Североморской больницы Валерий Карпенко, и глава Роспотребнадзора Лена Лукичева, и большинство депутатов) следующая: учителя должны учить, врачи должны лечить. Если здравоохранение подчинено области, то за все сферы деятельности медработников должна отвечать область.
Валерий Перетрухин же, вероятно осознав, что одно за другим сбываются предсказания мурманских, которые они озвучивали на самых разных площадках весь 2015 год, постоянно пытается предложить комбинированное решение.
Например, медблоки – это, конечно, прерогатива минздрава. Но они же в школах! А здания школ принадлежат муниципалитету. Значит, пусть Мурманск платит за коммунальные услуги. Если не будет платить, то мы начнем мешать процессу лицензирования ваших медблоков! Большинство зданий-то еще с советских времен, некоторые при товарище Сталине построены! Значит, там в медкабинетах нет требуемого метража. И либо здание перестраивайте, либо лицензии вам не видать.
Конечно же, при таком подходе у руководства Мурманска не оставалось другого выхода, кроме как обратиться в суд.
Ход конем
Но минздрав не учел, что, затевая интригу с лицензированием, донельзя разозлит главу Роспотребнадзора Лену Лукичеву, которая своим выступлением на «круглом столе» дала жару.
Вот основные моменты ее речи. Во-первых, если федеральный орган (Роспотребнадзор) выдал лицензии на медблоки мурманским школам, то не региональному министерству в процесс лезть! Отменить решение ФЕДЕРАЛЬНОГО органа может только вышестоящая ФЕДЕРАЛЬНАЯ структура.
Во-вторых, что касается судебной тяжбы в Октябрьском суде по поводу того, что минздрав препятствует работе медблока в детсаде № 133 (в помещениях советской постройки не хватает 1,5 метра до современного норматива). Лена Лукичева прямым текстом заявила – мол, федеральный Роспотребнадзор почему-то не шантажирует муниципалов (в данном случае Мурманск) нелепым требованием перестроить здания советской постройки. И если в суде решение будет принято в пользу минздрава, то Роспотребнадзор мгновенно закроет 86% учреждений минздрава. Ведь все они строились при советской власти и не соответствуют современным СанПиНам.
Доживем до октября
Выступление вице-губернатора Инны Погребняк, по сути, свелось к заклинанию: «Ребята, давайте жить дружно!». Она признала – да, мол, наворотили дел этим поспешным переходом 1 января 2016-го. Ну так все муниципалитеты вошли в положение правительства региона. Поныли, покряхтели и начали делать так, как правительству надо. В одном только Мурманске, понимаешь (цитата): «...уперлись лбом в букву закона, и – ни в какую!». Им уж и так намекали, и этак. Ну, пришлось им «бяки» делать, если люди нормального языка не понимают, а все норовят жить по закону. Ну какой дурак у нас работает по закону, кроме мурманских?
Затем оппозиционный депутат от «Справедливой России» Александр Макаревич прочитал мораль всему правительству. Он говорил, что со всей этой склокой регион глупо выглядит в глазах надзорных столичных органов: «На глазах облдумы минздрав препирается с минобразом и Роспотребнадзором, все это беспомощно слушает вице-губернатор – куда дальше ехать-то?». Плохо оправдываем доверие президента Владимира Путина! Пикантность ситуации в том, что Александр Макаревич, оппозиционер, учил властные структуры «Родину любить», и возразить, по существу, ему было невозможно.
В итоге приняли резолюцию на добрых полтора листа: «Обратить внимание», «Усилить контроль» и т. д. Единственная конкретная мера была предложена Андреем Черневым – вынести вопрос на заседание профильных комитетов. То есть из области «говорильни» перевести проблему в область решений. Это предложение приняли, но рассмотрение на комитете отодвинули аж на октябрь.
Так что будем ждать октября.
Дмитрий МАЛЫШЕВ.
Фото из открытых Интернет-источников.