Отныне фармацевты не имеют права наживаться за счет граждан, имеющих смутное представление о том, какие лекарства могут им помочь. Еще недавно во многих аптечных сетях покупателям в первую очередь предлагали те препараты, что подороже. Но с 1 марта ситуация резко изменилась.
Проверено на себе
Сцена в мурманской аптеке пару недель назад.
– Доченька, дай мне что-нибудь от простуды на губах, никак не могу с ней, окаянной, справиться, – попросила у фармацевта пожилая мурманчанка.
– Вот, пожалуйста, – работница аптеки протянула пенсионерке небольшой тюбик с мазью, упакованный в яркую коробку. – С вас 220 рублей.
Лекарство английского производства, безусловно, могло избавить женщину от болезненных проявлений простого герпеса. Точно так же, как и его отечественный аналог, который стоит в 10 раз меньше. Действующее вещество в обоих препаратах одно и то же. Но о возможности сэкономить на покупке фармацевт женщине тогда не сказала.
Но теперь информацию о наличии аналогов медицинских препаратов и их стоимости сотрудники аптек обязаны предоставлять всем покупателям. Соответствующий приказ Минздрава России вступил в силу 1 марта этого года.
Это правило распространяется на лекарства с одинаковым международным непатентованным названием (МНН).
Журналисты «Вечерки» решили проверить, как исполняются новые требования в аптеках Мурманска. В нескольких фармацевтических точках мы попросили три известных препарата, у которых есть дешевые аналоги: противовирусный препарат «Зовиракс» за 220 рублей (аналог – «Ацикловир» за 23 рубля), «Но-шпу» за 250 рублей (российский аналог спазмалитика – «Дротаверин» за 70 рублей) и «Йодомарин» за 230 рублей (аналог – «Калия йодид» за 120 рублей).
В пяти аптечных пунктах фармацевты оперативно доставали из ящиков дорогостоящие лекарства, а о наличии их бюджетных аналогов сообщали лишь после уточнения: «А есть что-нибудь подешевле?». Альтернативу иностранным препаратам из одной линейки нам сразу предложили лишь в трех аптеках.
Но, как показал эксперимент, наиболее обширный перечень схожих по своему действию лекарств фармацевты предлагают тем покупателям, которые приходят без конкретного перечня мазей, таблеток или растворов. Иными словами, обывательские просьбы «Дайте что-нибудь от простуды на губах» или «Посоветуйте витаминки с йодом» работали лучше всего. С такими просьбами мы посетили еще пять аптек, и в каждой из них сотрудники предлагали на выбор несколько лекарственных препаратов с одним и тем же действующим веществом, но разные по цене.
Стоит отметить, что работники всех фармацевтических пунктов были приветливы и доброжелательны, старались доходчиво объяснить, в чем разница между тем или иным препаратом, терпеливо ждали, пока мы закончим изучать вложенные в упаковки инструкции.
Почувствуйте разницу
Нурофен (90 рублей) – Ибупрофен (17 рублей)
Мезим (80 рублей) – Панкреатин (17 рублей)
Панадол (50 рублей) – Парацетамол (5 рублей)
Вольтарен (200 рублей) – Диклофенак (35 рублей)
Дифлюкан (450 рублей) – Флуконазол (40 роублей)
Ламизил (440 рублей) – Тербинафин (60 рублей)
Мирамистин (200 рублей) – Хлоргексидин (15 рублей)
Омез (160 рублей) – Омепразол (30 рублей)
Сумамед (450 рублей) – Азитромицин (70 рублей)
Трихопол (90 рублей) – Метронидазол (10 рублей)
Панангин (140 рублей) – Аспаркам (40 рублей)
Оригиналы и копии
В чем же разница между патентованными лекарственными препаратами и их аналогами и почему одни в разы дороже других?
– Перед тем как новый препарат впервые поступает на рынок, он проходит множество дорогостоящих исследований, которые оказывают влияние на его цену, – объясняет преподаватель специальной дисциплины «Отпуск лекарственных препаратов» ГАПОУ МО «Мурманский медицинский колледж» Светлана Ноздрачева. – Фармацевтическая фирма, которая разработала лекарство, получает патент на сам препарат, способ его производства, правила применения и порой даже на лекарственную форму. Потом несколько лет, пока не истечет срок патентной защиты на разработанное действующее вещество, только она имеет право выпускать препарат под присвоенным запатентованным названием.
Копии оригинальных лекарств – дженерики – намного дешевле. Ведь для их производства не требуется повторной разработки формулы действующего вещества, проведения испытаний и исследований. Действующий компонент в них такой же, как и в патентованных препаратах.
Дженерики обычно продаются под международным непатентованным названием либо под собственным патентованным наименованием. Как правило, по своей эффективности фармацевтические копии не отличаются от оригиналов.
– МНН – это уникальное наименование действующего вещества лекарственного препарата, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения, – продолжает Светлана Ноздрачева. – В нашей стране могут находиться в реализации до двухсот лекарственных препаратов с разными торговыми названиями, но с одним МНН (например, диклофенак). Кстати, летом 2013 года Минздрав России обязал врачей указывать в рецептах не коммерческие названия препаратов, а МНН.
Перечень отечественных и зарубежных лекарств, зарегистрированных Минздравом России, можно найти в справочно-правовых системах в Интернете.
Лекарства онлайн
Минздрав РФ разработал проект правил торговли лекарствами через Интернет. В нем говорится, что аптеки смогут продавать онлайн любые лекарства, за исключением анаболиков и медикаментов, доля спирта в которых свыше 30 процентов, и тех препаратов, которые подлежат предметно-количественному учету. Если покупатель приобретает рецептурное лекарство, он должен предоставить рецепт или его копию в электронном виде. От аптек потребуется ведение учета всех доставок лекарств, включая данные покупателей. Прописаны и требования к упаковке заказов – она должна быть герметична, что защитит лекарства от внешнего воздействия. К онлайн-торговле лекарственными средствами допустят лишь аптеки с лицензией на ведение соответствующей деятельности, имеющие не более одного веб-сайта. Реестр сайтов онлайн-аптек будет вести Росздравнадзор.
Лучшая реклама
Новые требования кардинально не изменили порядок работы фармацевтов, добросовестные работники аптек и раньше рассказывали покупателям о наличии дешевых аналогов оригинальных препаратов и сообщали о принципиально новых лекарствах. К примеру, у бюджетного «Ацикловира» с химической формулой недавно появился эффективный конкурент, созданный на основе растительных компонентов.
– Задача фармацевта – предоставить человеку максимально полный перечень препаратов, которые могут ему помочь, рассказать об их особенностях, – отмечает студентка второго курса фармацевтического факультета ГАПОУ МО «Мурманский медицинский колледж» Марина Ветлужских. – Право выбора всегда остается за покупателем. Да и к тому же качественное обслуживание посетителей – это лучшая реклама для аптеки.
Безусловно, аптеки зависят от выручки и товарооборота. Но навязывание дорогих лекарств покупателям, с чем недавно сталкивались многие, теперь может оказать обратное действие – люди пойдут в другие аптечные точки, где им предоставят исчерпывающую информацию об оригинальных препаратах и их аналогах.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
Фото из открытых Интернет-источников.
_______________________________________________________________________________
Вы заботитесь о своем здоровье и о красоте своей кожи? Тогда вашему вниманию органическая косметика La Beaute Naturelle. Все, что нужно вашей красоте можно взять у природы. Вся продукция производится из экологически чистых трав и растений.
Реклама.