Проблема фейковых новостей достигла промышленных масштабов, на их производстве построены целые медиа-бизнесы. За вранье сейчас платят. Те, кому это выгодно. Ученые проводят исследования, как негативные новости-подделки влияют на мироощущение граждан. Уже доказано, что негативная утка с броским заголовком будет растиражирована гораздо быстрее, чем позитивный правдивый текст.
Блеф-ньюс
В качестве примера рассмотрим лишь одну новость, размещенную в местном сетевом информационном агентстве, которым руководит Дмитрий Высоцкий. Под броским заголовком «Город, неудобный для жизни людей» рассказывается о проблемах уборки снега. Да, снега много этой зимой, небывало много. Но город борется и живет: общественный транспорт работает, магазины, сады, школы открыты. А информационные агентства придумывают коллапс на пустом месте. Предваряет фейковую новость большая фотография, на которой несчастная горожанка вынуждена идти по глыбам льда. И далее вывод – чиновники сидят, сложа руки, техники на улицах днем с огнем не сыскать. Ужас! Сенсация! Расследование независимой прессы! Через пару минут после опубликования новость попадает в социальные сети, где проходит широкое обсуждение о том, куда делись все тракторы в Мурманске и почему техника не выходит на работу. Скандал, ажиотаж, занавес.
А теперь, как говорится, скромный сеанс разоблачения «черной магии». Давайте увеличим фотографию. Да, женщина стоит на колотому льду. Но!
На заднем плане мы видим тот самый пресловутый трактор, который колет лед и убирает снег с тротуара. Очевидно – новость фейковая. А человеку, разместившему ее вкупе с подобной фотографией, хорошо бы авторучки оторвать. Но дело сделано. Новость попала в Интернет, и разбираться уже никто не будет.
Сейчас вообще, чтобы разобраться с новостями и докопаться до правды, требуется время, опыт, знание мест и людей. А когда людям и пятнадцать минут скучно без новостей, когда все жаждут экстрима и сенсационных разоблачений, поиск правды становится практически невозможным. Отсюда такое явление, как «одноразовая информация».
Именно поэтому у некоторых информационных агентств сегодня главная цель – кричать громче всех, чтобы новость досталась как можно более широкой аудитории и удивила ее. И даже если событие ложное, это смогут обнаружить через некоторое время лишь самые дотошные читатели или зрители. А большинство будет продолжать верить в глупости.
Именно на этом и играют некоторые СМИ, гордо именующие себя независимой прессой. Пример тому – Дмитрий Высоцкий. И, как утверждают некоторые Интернет-эксперты, один из его «хозяев» одиозный бизнесмен Сергей Габриелян.
Ложь по прайсу
Суд уже неоднократно ловил на вранье верного последователя Габриеляна, его единомышленника и, как утверждают злые языки, содержанца – Дмитрия Высоцкого. Несколько раз Высоцкий давал опровержения тем, кого оклеветал. Правда, только по решению суда.
За последний год Интернет-ресурс Высоцкого буквально утонул в тиражировании лже-разоблачений.
Можно, конечно, не обращать внимания на агентство фейковых новостей. Но проблема есть. И даже больше, чем кажется. Вспомним про рыбку, которую ловят в мутной воде. Некоторые сделали это своей профессией: мутить воду, на основе пережаренных фактов, манипулируя общественным мнением, и на этом зарабатывать.
Тиражируя фейковую новость по нескольким источникам, Дмитрий Высоцкий, похоже, работает по схеме информационного шантажа. Значит, больше денег заплатят спонсоры информагентству за статейки, пусть и с дурнопахнущим содержанием. Или за то, чтобы их бизнеса или персоны не касалось липкое перо главного редактора. Но ведь заплатят в любом случае – на то и расчет! А значит, хватит разоблачителям и на хлеб с маслом, и на заграничное турне.
Оружие массового унижения
А теперь для понимания. Фейк – это обычный сленговый термин, означающий подделку, копию, фальсификацию. Но сейчас этот термин включает в себя сегодня куда больше смыслов. Это и выгодная кому-то напраслина, и хорошо продуманный черный пиар, и убийственная клевета. Фактически сегодня фейк составляет всю суть политической игры, причем игры самой грязной. Сегодня с помощью фейков создаются и рушатся репутации не только политиков, но и простых людей, организаций и учреждений.
Фейк страшен тем, что опровергнуть его и, главное, отмыться от последствий фальсификации почти не представляется возможным.
Очередное вранье
Со страниц «Северпоста» вранье льется как из рога изобилия. Вот свежий пример.
Пока верстался этот номер, на сайте Высоцкого появилась заметка с кричащим заголовком: «Депутаты мурманского Горсовета отказались обсуждать ситуацию с уборкой снега» (орфография автора сохранена). На поверку оказалось, что эта новость – очередной фейк.
На вчерашнем заседании горсовета, о котором идет речь в заметке, депутаты полтора часа разбирались в проблемах, связанных с уборкой снега в Мурманске (об этом можно прочитать на 2-й странице сегодняшнего номера «Вечернего Мурманска»). Кроме того, в ходе горячего обсуждения выяснилось несколько весьма интересных и даже неожиданных нюансов, о которых мы обязательно расскажем нашим читателям в ближайших номерах.
Михаил СВЕТЛОВ.
Фото из открытых Интернет-источников.
Дурнопахнущие статейки, по-видимому, позволяют Дмитрию Высоцкому неплохо отдыхать в далеких экзотических странах.