На дворе осень. Заметно сокращается светлое время суток. Заполярные водители с небольшим стажем или те, кто получил права минувшим летом, примеряются к новым условиям езды. Да и тем, кто за рулем не первый год, темнота добавляет хлопот. Особенно неприятно на дороге в преддверии наступления зимы, когда снега еще нет, а все вокруг, что за пределами света фар, воспринимается как однородная черная картинка. Добавим сюда снижение видимости из-за дождя, неважно отрегулированные фары встречных машин…
В городе тоже не легче. Обилие огней и световой рекламы создают частичное ослепление и могут ввести в заблуждение любого водителя. Одним словом, не езда, а настоящее испытание. Поэтому вероятность осенней ночью попасть в дорожно-транспортное происшествие значительно выше, чем днем.
Но все поправимо. Поколениями водителей выработано несколько несложных правил, проверенных годами практики, соблюдение которых поможет без проблем проездить этот неприятный период.
- Чтобы вождение в темное время не доставляло хлопот, начните с основательного мыться стекол автомобиля, - говорит инструктор по вождению одной из автошкол города Владимир Кольдин. - Мыть их надо не только снаружи, но и изнутри.
И вот почему. Грязь на стеклах, невидимая днем, в темноте преломляет луч света от фар встречного автомобиля. Картина получается размытая и нечеткая. Оптический эффект снижает возможность водителя объективно оценивать ситуацию перед машиной. Но мало протирать стекло снаружи. В салоне оно также покрывается слоем налета от влаги, табачного дыма. Тонкая пленка оседает на поверхности стекла и только усиливает негативное влияние. Причем внутреннюю пленку смыть бывает труднее, чем наружную. Но делать это необходимо. И делать постоянно.
К началу осеннего сезона, когда при езде понадобится не только ближний, но и дальний свет, отрегулируйте фары. Если в автомобиле есть ручной регулятор фар, в зависимости от загрузки или числа пассажиров в салоне поставьте переключатель в соответствующее положение. Вам лучше будет видно дорогу, и вы не будете слепить водителей встречных автомобилей. Если регулятора нет и вам не по силам самому справиться с задачей, не поленитесь посетить автосервис. У профессионалов эта работа не займет много времени.
Теперь о манере вождения в условиях ограниченной видимости. Это, пожалуй, самое важное.
- В темное время суток нельзя забывать о скоростном режиме, - продолжает Владимир Петрович. - Скорость должна соответствовать дорожным условиям. Другими словами, такой, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости, освещенного светом фар.
Ночью на незнакомой дороге к любому повороту или изгибу надо относиться как к потенциально опасному. Поэтому проезжать его надо на предельном внимании и концентрации. И непременно на пониженной передаче с ограничением скорости.
При выезде на неосвещенный участок дороги, за город, например, сделайте поправку на реакцию ваших глаз. Адаптация зрения происходит не сразу, для этого потребуется некоторое время. До привыкания к темноте лучше двигаться с небольшой скоростью, чтобы быть готовым к любым неожиданностям на дороге - от стоящего неосвещенного автомобиля до внезапного появления на дороге пешехода.
В былые времена на многих машинах красовался полезный лозунг "Соблюдай дистанцию". Сейчас такого уже не встретишь. А зря. В темноте происходит искажение видимости. Предметы и объекты кажутся дальше, чем находятся на самом деле.
Это же касается и реальных размеров транспортных средств. Они подчас не соответствуют габаритным огням, а выступающий за габариты автомобиля груз в ночное время удается разглядеть не сразу.
- Корректное применение света фар свидетельствует о культуре водителя, - говорит автонаставник. - Не слепите водителя встречного автомобиля, вовремя переключайтесь с дальнего на ближний свет.
Такую же операцию не забывайте делать, когда догоняете идущий впереди вас автомобиль, садитесь ему на хвост или собираетесь его обогнать.
Если водитель встречного автомобиля не переключает свет и продолжает вас слепить, ни в коем случае не отвечайте ему тем же! Во время разъезда с ним смотрите правее на обочину, это позволит избежать ослепления даже дальним светом фар.
Если вас все же ослепили - включайте аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосы движения, погасите скорость и остановитесь. Как только зрение восстановится, можно продолжить движение.
Несмотря на то, что ночью движение не такое интенсивное, как днем, нужно всегда помнить, что вы на дороге не одни. Рядом с вами, на соседней полосе, в тех же условиях могут оказаться как опытный водитель, так и из числа тех, кто за рулем недавно. Нужно с уважением относиться к другим участникам дорожного движения, быть терпимее к чужим ошибкам и стараться контролировать свои эмоции. Если в дороге в ночных условиях возникла необходимость остановить автомобиль для отдыха или ремонта, следует съехать с полотна дороги на обочину, где нет движения транспортных средств, включить малый свет: подфарники, фонарь освещения номерного знака, задние габаритные фонари. На дорожном полотне стоянка автомобиля строго запрещается.