Легендарному ростинскому судоремонтному заводу "Севморпуть" - 78 лет
Не сомневаемся, что в эти дни к памятнику Первостроителям судоремонтного завода “Севморпуть” и поселка Роста придет особенно много мурманчан. Он установлен в обновленном - а пожалуй, отстроенном заново! - сквере перед ростинским Домом офицеров флота. И стал культовым местом для всех, кого с 35-м СРЗ связала сама судьба.
Внук постоянного читателя "Вечерки", председателя совета ветеранов завода "Севморпуть" Вячеслава Генералова, можно сказать, вырос на рассказах о легендарном ростинском заводе.
Эссе Платона Белана были отмечены на творческих конкурсах об истории Мурманска, в частности, и на конкурсе городской газеты.
"Строительство и деятельность судоремонтного завода "Севморпуть" и поселка судоремонтников Роста для меня очень важная тема: почти вся моя семья была связана с историей этого завода, - рассказывает он. - На строительство тридцать пятого завода в Мурманск приезжали из разных городов. Здесь переплетались судьбы людей, строивших и развивавших завод, и история нашего города. Вячеслав Николаевич Генералов, мой дедушка, приехал в Мурманск из деревни Кушниково Вожегодского района Вологодской области в 1954 году. После срочной службы в Мурманске устроился на СРЗ № 35 в корпусный цех. И проработал на нем 36 лет! Сейчас дедушка на пенсии. Он председатель совета ветеранов завода. Занимается историей СРЗ № 35 и поселка судоремонтников Роста. Дедушка собрал огромный материал, ему удалось раскрыть многие страницы истории завода и Росты.
Памятный знак
Инициатива увековечить память первых поселенцев принадлежала ветеранам мурманского комсомола. Памятный знак Первостроителям судоремонтного завода "Севморпуть" и поселка Роста был изготовлен в Мончегорске.
Обелиск установили в сквере перед Домом офицеров флота в Росте в дни празднования 60-летия судоремонтного завода в 1998 году.
А в 2015 году по инициативе мэра Мурманска Алексея Веллера сквер у памятника первостроителям был реконструирован и стал одним из самых любимых мест отдыха не только у жителей Росты, но и всех мурманчан.
Памятный знак представляет собой плиту из полированного темного камня высотой 216 сантиметров и шириной основания 162 сантиметра. В верхней части стелы выбита надпись: "Первостроителям судоремонтного завода "Севморпуть" и поселка Роста".
Ниже нанесены контуры городских кварталов и заводских корпусов. И, наконец, изображен тяжелый атомный ракетный крейсер, символизирующий ударную мощь Северного флота.
А фраза, произнесенная на открытии памятника: "Без людей, которым этот памятный знак посвящен, не было бы города, не было бы завода", стала крылатой.
Он рассказывал, как в 1980 году на флот в состав первой флотилии атомных подводных лодок был притранспортирован только что построенный в Югославии большой плавучий док ПД-81. Док был в буквальном смысле разломлен на две части! Перед заводом была поставлена задача: на плаву выполнить восстановительные работы по стыковке аварийного дока с заменой дефектных участков обшивки с набором и систем по всему периметру плавучего сооружения. С этой нелегкой задачей завод успешно справился, при этом его сотрудники совершили колоссальную работу.
Еще дедушка рассказывал мне такой интересный факт. Оказывается, его завод принимал участие в освоении космоса. В первой половине шестидесятых годов прошлого века заводу было дано задание: изготовить и установить специальное устройство на плавсредство для спасения спускаемого аппарата с космонавтами на случай приводнения их при возвращении с орбиты на Землю или в аварийной ситуации. На заводе был изготовлен макет спускаемого аппарата, проведены первые испытания, в ходе которых удалось выяснить все недочеты и устранить их. Дальнейшая судьба проекта, к сожалению, осталась неизвестна.
Я не сомневаюсь в том, что судоремонтный завод "Севморпуть" сыграл немаловажную роль в истории города - он стал одним из легендарных градообразующих предприятий Мурманска. И без Росты, которая стала северной частью города, Мурманск бы не стал таким большим".
СПРАВКА "ВМ"
СРЗ с северным характером
В конце 1932 года советское правительство приняло постановление о строительстве судоремонтного завода в Мурманске, на берегу Кольского залива. Цели были масштабные - стране была необходима база для обслуживания и ремонта арктического флота, который эксплуатировался на трассах Северного морского пути. Название будущего завода выбрали под стать цели - "Севморпуть".
Место для будущего предприятия было выбрано в 10 километрах от центра Мурманска, в районе речки Росты. Курировал начало работ непосредственно начальник Главного управления Северного морского пути, Герой Советского Союза Иван Папанин.
На призыв знаменитого полярника откликнулась молодежь. И вскоре на Кольский полуостров прибыло около 20 тысяч юношей и девушек. Трудились они ударно, и вскоре появились цеха, доки, мастерские, инженерные коммуникации. Возводили их поэтапно, поэтому еще до полного пуска завода начали ремонтировать первые суда.
Жили первостроители в наскоро возведенных бараках. Так, на территории Росты возникло несколько поселков: Береговой, Первого и Второго Плато, Комсомольский. Позже они слились в единый микрорайон.
Осенью 1938 года была запущена первая очередь завода "Севморпуть": заработали механический, литейный, кузнечный цеха, были построены дороги, основные склады, возведены причальные сооружения.
В январе 1937 года пустили в эксплуатацию железнодорожную ветку от Мурманска до завода. Вдоль залива проложили и шоссейную дорогу.
Говорят, история 35-го СРЗ вполне обрисовывается строчкой из знаменитой песни про комсомольцев - "мы сурового времени дети". Совсем молодым завод встретил Великую Отечественную войну. Здесь обслуживались военные корабли - и наши, и союзников, получившие повреждения в ходе боевых действий.
Статистика гласит, что за время войны мурманские корабелы отремонтировали 645 боевых кораблей, 544 транспортных, рыболовных и вспомогательных судов, из них 55 судов переделали в боевые.
Работать приходилось в условиях постоянных обстрелов и бомбежек. Известно, что по количеству бомбежек на квадратный метр Мурманск уступает только Сталинграду - из 2830 зданий города уцелело лишь 990.
Разумеется, после войны предприятию требовалась вторая масштабная стройка, на которую также первыми приехали комсомольцы.
25 апреля 1950 года судоремонтный завод Северного флота был переименован в "Судоремонтный завод № 35 СФ" и передан в подчинение Главному управлению судоремонтных предприятий и доков Военно-морских сил. А с 1951 по 1954 год включен в состав Северного флота, совместно с которым предприятие развивается и до сих пор.
На пике своего развития в конце 80-х годов на 35-м СРЗ трудилось более 8 тысяч человек.
Несмотря на глобальный спад экономики и кризис, затронувший в том числе и Военно-морской флот, 35-й завод не прекращал работу. Было трудно, как и всем выжившим производствам в стране.
Положение улучшилось только в конце нулевых, когда страна начала активно строить, модернизировать и приводить в порядок свой флот.