Официальной датой основания Мурманска считается 4 октября 1916 года - день, когда в двух шагах от нынешней “Кировки” был заложен храм в честь покровителя мореплавателей Николая Мирликийского. Тогда Романов-на-Мурмане оказался еще и последним городом, который был основан в Российской империи.
Все начиналось с дороги
Впрочем, наш город вполне мог бы быть лет на сорок старше. О закладке еще одного помимо древней Колы портового города за Полярным кругом заговорили в 70-х годах XIX века. Было понятно, что новый город должен был стать одновременно и морским портом, и конечной станцией железной дороги, начинавшейся в столице России. Но дальше разговоров дело тогда не пошло.
Все изменилось с началом Первой мировой войны, в которую Россия вступила в августе 1914 года. Российские порты на Балтике оказались заблокированы,Турция закрыла черноморские проливы, что крайне осложнило связь с союзниками. А с наступлением холодов мог замерзнуть и единственный на севере России порт Архангельска. Необходимо было в кратчайшие сроки построить гавань в незамерзающем Кольском заливе. Но без новой дороги сделать это было невозможно.
16 октября 1914 года российское ведомство путей сообщения пришло к выводу о необходимости безотлагательного сооружения железнодорожного пути. В начале ноября начались изыскания по всей линии этой дороги. А уже 30 декабря 1914 года Совет Министров рассмотрел изданное императором Николаем II “Высочайшее повеление о скорейшем сооружении пути на Мурман". При утверждении 1 января 1915 года Особого Журнала Совета Министров об ассигновании кредита на постройку железнодорожной линии Петрозаводск - Сорокская бухта император написал: "Считаю безусловно необходимым в будущем продолжение этой линии на север, до одной из лучших бухт Мурманского побережья".
На год старше города
Строительство Мурманской железной дороги, впервые в российской практике, велось не от начала к концу, а параллельно, одновременно на разных участках, которые потом были состыкованы в единый путь. Дорогу вступившая в войну страна строила в таких условиях, что даже сегодня кажется невероятным, как эту стройку вообще удалось завершить. Но ведь завершили! Причем в рекордные сроки - на укладку более чем тысячи километров рельсов и шпал ушло всего полтора года.
Судя по документам тех лет, очень многое и в организации строительства, и в его снабжении, и в стратегии прокладки железнодорожных путей делалось в России впервые. Стройка двигалась в бешеном темпе. На нее приходилось завозить все, вплоть до последних мелочей. Поэтому, ни на день не прекращая укладку дороги, опять-таки впервые в российской практике, одновременно с сооружением железной магистрали в нескольких ее узловых пунктах начали обустраивать порты. В том числе - на Мурмане.
В конце июня - начале июля 1915 года были проведены первые работы на территории будущего мурманского порта. А уже 1 сентября к его временной пристани пришвартовался первый пароход "Дротт" с грузом из Нью-Йорка. И именно 1 сентября считается днем рождения мурманского порта.
Время подтвердило правильность выбора места. Благодаря теплому течению Гольфстрим климат на севере Кольского полуострова относительно мягкий - залив не замерзает даже в суровые зимы, что дает возможность вести круглогодичную навигацию. Ширина залива и глубина фарватера позволяют заходить в него практически любым судам. С появлением мурманского порта и железной дороги Россия получила возможность освоения природных богатств Кольского полуострова, получила выход на трассу Северного морского пути и к архипелагу Шпицберген.
Первый камень
Но вернемся на век назад. На Мурмане, где заканчивалась железная дорога, не было даже конечной станции. Строители дороги, порта и военно-морской базы, рабочие, которые разгружали пароходы, матросы отряда судов создаваемой флотилии Северного Ледовитого океана, солдаты береговых подразделений - все жили в десяти верстах севернее Колы. Портовый поселок, возникший на голом месте, на берегу Семеновской бухты Кольского залива, где сооружались первые причалы, по имени этой бухты и назвали - Семеновский. На месте поселка вскоре и начал расти город. Проектировали и строили его одновременно с портом и конечной железнодорожной станцией. План города был разработан инженерами и проектировщиками Управления Мурманской железной дороги. Под порт, станцию и город было отведено две тысячи квадратных десятин казенной земли.
4 октября (21 сентября по старому стилю) 1916 года поселок Семеновский стал Романовым-на-Мурмане. В день присвоения статуса города на невысоком холме (рядом с нынешним областным Дворцом культуры и народного творчества имени С. М. Кирова) был торжественно заложен храм Николая Мирликийского, покровителя мореплавателей. 4 октября и считается днем рождения нашего города, который в марте 1917 года получил новое имя - Мурманск. Города, который стал самым большим за Полярным кругом. Российскими воротами в Арктику.
Подготовила Евгения ВОЛКОВА.