В норвежском Вадсе состоялся необычный интерактивный проект "Километр эластичной ленты", созданный мурманской художницей Екатериной Голубиной. Во время музыкального фестиваля "Варангер" творческая девушка вместе с местными жителями оплела два здания в центре города яркими, словно неоновыми, розовыми резинками, включая в путы рыболовные "артефакты", связанные с историей города. Перформанс нашел живой отклик у норвежской молодежи, подарив море удивительных эмоций. О деталях подготовки события и значении символов рассказала "Вечерке" Екатерина Голубина.
К глубинам истории
Интерактивная инсталляция мурманской художницы стала частью проекта "Истории пространства и времени", который также включал мастер-класс и любопытный звуковой проект норвежской коллеги Екатерины - Маргрет Петтерсен.
Концепция рождалась постепенно, художницы тщательно готовились. Екатерина заранее приехала в Вадсе в апреле и изучила историю небольшого морского северного города, которая тесно связана с рыбным промыслом.
- Мы вместе с Маргрет обошли весь город, - говорит Екатерина. - Прошлись по заброшенной рыбной фабрике, где нашли много нужных "артефактов" для проекта. Много общались с жителями. Так постепенно стала вырисовываться концепция арт-проекта "Истории пространства и времени".
Здания, выбранные для творчества молодежи, находятся в центре города рядом с русской ярмаркой. В них располагаются офисы, частный книжный магазин, социальная служба для мигрантов. Между зданиями расположена пешеходная зона, на которой в прошлом проходили концерты и демонстрации.
Вернувшись в Мурманск, художница приступила к кропотливой работе: для проекта необходимо было выкрасить в розовый цвет тысячу метров эластичной резинки.
- Для плетения был выбран именно этот материал, потому что резинка очень эластичная, - объяснила художница. - Она легко трансформируется, как и структура современного мира, постоянно меняющегося и немного хаотичного. Резинкой несложно преобразовывать форму. С таким материалом очень легко: создавать разные вариации структуры и вплетать предметы, связанные с историческим контекстом города. Вовлекая молодежь в творчество, мы приобщили ребят к истории своего города и, возможно, даже придали ей новый смысл.
Ностальгия и сотворчество
Цвет эластичной ленты для молодежного творчества в арт-проекте был выбран не случайно.
- Розовый для меня - родственник красному, - поделилась Екатерина Голубина. - А этот цвет прочно связан с моим детством. Переход от красного к розовому в моем представлении символизирует течение времени, способность человеческой памяти трансформироваться и создавать новое в зависимости от твоего восприятия мира сегодня. Ведь розовый цвет появился уже в последнем столетии.
В дни фестиваля центр Вадсе был полон людьми. Прохожие интересовались объектами, заключенными в розовые путы.
Дети и молодежь придумывали различные сценарии игр и активно перемещались между объектами, создавали новые сети, разбирали их и даже унесли в неизвестном направлении половину ленты.
Такое веселое движение на улицах Вадсе происходило впервые. Для организаторов музыкального фестиваля "Варангер" интерактивные арт-проекты стали удачным экспериментом. Прохожие общались, переосмысливали историю города, интересовались незнакомыми объектами и узнавали давно забытые. Участники фестиваля, прогуливаясь по улице, попадали в сети, расставленные художницами, и получали свою дозу веселья.
Инсталляция "Километр эластичной ленты", принятая на ура детьми и молодежью мурманского города-побратима, по технике выполнения созвучна мастер-классу Екатерины Голубиной, проведенному в 2015 году в Териберке. Тогда дети и подростки оплетали разноцветными нитями серые строения поселка.
В любом случае подобное сотворчество полезно и интересно как художнице, так и молодым людям, которые начинают лучше общаться друг с другом, проявляют интерес к истории, творчеству и окружающему миру. Такое массовое творчество дарит людям радость и ощущение волшебства в повседневности.
К ТЕМЕ
Екатерина Голубина - мурманская художница, известная как автор интерактивных арт-проектов в Коле - "волны" из оконных рам и блестящего "бархана" из СD-дисков.
Родилась в 1977 году, несколько лет обучалась технике "фотореализма" в Лондоне. На сегодняшний день занимается живописью, работает с социальными проектами, создает интерактивные инсталляции в альтернативных пространствах, используя сочетание новых материалов с вторичным сырьем советского периода. Проекты художницы приобщают участников к истории, затрагивают темы материализма, мобильности, границ, свободы и контроля.
Елена ПАВЛОВА.
Фото предоставлены Екатериной Голубиной.