Валун на Кольском шоссе “прикрывал собой” вход в жилой барак
Мурманчанка Татьяна Агапова, прихорашиваясь вместе с тремя дочками перед фотосъемкой в городском ателье 2 сентября 1940 года, представить не могла, что этот снимок будет последним в их мирной жизни. Что через несколько лет не станет ее мужа и отца девчонок - Елизара. Что она переживет вместе со своими юными девочками в Мурманске все муки войны. И что три ее младших сестры - Агрофена, Евдокия и Ксения, одна за другой потеряв на войне мужей, в 1943-м вернутся из эвакуации к ней, в Мурманск, под гитлеровские бомбежки… Сестры скажут, что погибать - так всем вместе, в городе, где родились их чудесные семьи и где они были так счастливы.
Но они выжили. И вырастили влюбленных в Мурманск детей. А те - своих детей. А дети детей - своих.
В войну и послевоенные годы сестры частенько собирались у старшей, Татьяны, в бараке на Кольском шоссе. И как-то после таких посиделок отправились в городское фотоателье - то самое. Ради такого случая были извлечены на свет чудом сохранившиеся в войну платьица. На календаре был март 1946 года.
Эти фотографии на конкурс “Вечерки” “Мурманчане о войне. История семейных архивов”, посвященный 70-летию Великой Победы, в редакцию прислал почетный гражданин города-героя Мурманска Владимир Горячкин. Он рассказал и о тете Тане, и о ее младших сестрах, среди которых Ксения - его мама.
А еще рассказал, что, когда в середине восьмидесятых годов был мэром Мурманска и командовал застройкой улицы Капитана Орликовой, запретил вывозить большой валун у перехода “Охотный ряд”, который пережил на этом месте всю войну и был своеобразным символом стойкости у входа в “тетитанин” барак.
Барак этот, конечно, давно уже снесен, и мурманчане, пережившие в нем войну, давным-давно справили новоселье в благоустроенном жилье. А огромный камень, который прикрывал, словно бы защищал собой вход в барак, остался стоять как напоминание о тех, кто жил в прифронтовом городе и кто до сих пор боится звука сирены, напоминающего о вражеских налетах.
Для Владимира Горячкина этот камень - не только своеобразный памятник тете Тане. Это памятник всем жителям прифронтового Мурманска, приближавших Великую Победу. “Может быть, установить прямо на валуне памятную табличку о том, сколько мурманчан жило в прифронтовом городе, - предлагает он. - И назвать этот памятник - камень тети Тани? В честь всех Татьян, в частности, и всех мурманчан, в общем, не сдавшихся гитлеровцам и не отдавших врагу свой любимый город”.
Фото автора и из архива
семей Моряковых и Горячкиных.