Лучше быть пОнятым, чем понятЫм
О пользе забытого
- Все, мое терпение лопнуло! Встретимся в суде! И пусть там решают, кто из нас прав!
Кто из нас не был свидетелем, когда эти чуть ли не классические фразы венчали затянувшийся спор или конфликт. Стороны противостояния, как ружейные курки на взводе, - еще немного и случится неотвратимое. Только станет ли неминуемый выстрел верным решением? Может, лучше не стрелять и драться, а попробовать сначала уладить все мирным путем и договориться? На то ведь мы и люди.
Типичный пример, как говорится, из жизни. После смерти родителей их дети никак не могут несколько лет разделить унаследованную недвижимость. В конце концов они идут в суд, который выносит свое решение. Но оно, как правило, крайне редко может устроить все стороны конфликта. Кто-то всегда останется недовольным решением суда. И в итоге родные люди на всю жизнь становятся заклятыми врагами. Пресловутый квартирный вопрос…
Сегодня суды в нашей области перегружены. В среднем на одного судью приходится в месяц по 120 дел, от сложных уголовных до самых простых - бытовых. Каждое требует времени на подготовку. Немало работы и у мировых судей.
А ведь между тем существует еще один путь разрешения многих конфликтных ситуаций. Он, как это ни покажется удивительным, образно говоря, проходит мимо залов судебных заседаний. Помочь спорящим и оспаривающим способна процедура досудебного урегулирования конфликтов, иными словами - медиация.
Ее методы не новы, в России они применялись в купеческих судах, где решались экономические претензии сторон друг к другу. Потом от них отказались на долгие годы. И лишь в 2010 году в стране был принят закон об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника, то есть процедуре медиации. Но при этом она не имеет почти ничего общего с судебным рассмотрением споров. Так что медиация теперь закреплена официально, правда, пока что ее возможностями воспользовались лишь немногие.
Ни углов, ни собак
Договариваться - основное понятие и назначение медиации.
- Из семи дел, направленных мною на медиативную процедуру, только по трем фигуранты решили продолжить общение в суде, - говорит председатель Октябрьского районного суда Мурманска Ольга Александровна Мернова.
К слову, она одна из первых в региональном судейском сообществе заговорила об этом методе. И не скрывает, что большинство проблем решается цивилизованно только путем переговоров.
Суд - это самый крайний случай, когда решение миром невозможно. Решением суда обязательно будет довольна только одна сторона. Суд не может договориться со всеми сторонами процесса и учесть все их интересы, так как рассматривает только юридическую сторону с доказательствами и юридической основой.
- Граждане пока еще не знакомы со всеми преимуществами медиативного способа решения конфликтов, - уверена Ольга Мернова. - Но мы продолжаем настойчиво объяснять, что в некоторых случаях медиация куда лучше, чем судебные тяжбы.
В Мурманске в статусе автономной некоммерческой организации открыт и работает центр внесудебного урегулирования споров. По словам нашей собеседницы, весомый вклад в его создание вложила администрация города. К услугам населения пять профессиональных медиаторов, имеющих необходимые лицензии для своей работы.
В конце прошлого года в Октябрьском суде распахнул двери первый в области "Кабинет примирения". Там вершится таинство медиации. Но ничего необычного, разумеется, за плотно закрытыми дверями не происходит. Просто люди стараются разобраться в своем конфликте и вместе найти пути к взаимовыгодному примирению.
Поиски проходят с участием третьей стороны - профессионального медиатора. Он как посредник, советчик и консультант. Его мнение - не истина в последней инстанции, но подсказка или совет. В ходе разговора медиатор может выяснить, почему у сторон именно такие позиции и требования друг к другу, что они желают получить в качестве удовлетворения своего требования или претензии.
Чем еще хорош и почему незаменим посредник? Он вправе объяснить сторонам все последствия принятия медиативного соглашения или отказа от него. В суде стороны такой возможности лишены. Судья за рамки иска не имеет права выходить.
Медиатор выясняет первопричину конфликта. Ему это проще сделать. Граждане в суде не всегда готовы рассказать об истинных причинах. Процедура медиации носит закрытый и конфиденциальный характер, после нее не остается никаких записей, медиатора не допрашивают в суде, поэтому стороны могут более откровенно поговорить между собой.
Если истец и ответчик готовы принять окончательное решение и больше не терзать друг друга, сторонами принимается медиативное соглашение. В нем прописываются все условия исполнения соглашения, вплоть до последней точки.
- Было такое дело, - к разговору присоединяется помощник судьи Октябрьского суда Наталья Буянина. - Разведенные родители никак не могли договориться о режиме общения с их трехлетним ребенком. Отец настаивал на одном графике, его бывшая супруга с ним категорически не соглашалась. Показалось даже, что все зашло в тупик. Тогда к его решению пригласили бабушек с обеих сторон. С их участием дело сдвинулось с мертвой точки и закончилось принятием устраивающего всех соглашения. Оно отличалось от судебного решения, где, в частности, были прописаны такие требования: там, где находится ребенок, не должно быть острых углов, - требовала сторона отца. Требование стороны мамы - рядом с ребенком не должно быть собак или кошек. Понятно, что такие нюансы в решении суда заложить невозможно.
- Медиативные соглашения по семейным спорам практически никогда не нарушаются. - продолжает Наталья Вячеславовна. - Стороны понимают, что общее решение не только в их интересах, но самое главное - в интересах ребенка.
Не рублем единым
Что может рассматриваться с помощью посредника? Семейные споры, раздел имущества, разрешение детям на выезд за границу, трудовые споры. Или заявления порядка частного обвинения, когда стороной обвинения выступает не прокурор, а сам потерпевший. Как правило, это "легкие" статьи Уголовного кодекса. Потерпевшим по ним бывает достаточно принесения извинений и денежного возмещение вреда. Их они устраивают больше, чем решение суда. Медиативное соглашение имеет свою законную силу, хотя и исполняется гражданами добровольно. Если одна из сторон нарушит условия соглашения, то у второй стороны всегда есть право снова обратиться в суд.
- Медиация может быть полезной и для юридических лиц, - считает председатель правления Мурманского центра внесудебного урегулирования споров, профессиональный медиатор, адвокат Татьяна Манина. - И в хозяйственных спорах, как ни странно, деньги не всегда решают все.
Снова пример из практики. Спорили три стороны по определению имущественных прав и обязанностей в одном бизнес-проекте. Одна сторона вложила деньги в идею, но дивидендов так и не дождалась. Бывшие деловые партнеры, видать, так опротивели друг другу, что в суд пришли не сами, а прислали своих адвокатов. Уже после первой встречи решили попытаться договориться миром.
- Я предложила постараться прийти к пониманию, что хочет истец и что в ответ могут дать ответчики, - отмечает Татьяна Александровна. - И через несколько дней стороны закончили свой конфликт мировым соглашением.
По большому счету по решению суда истец, вполне возможно, ничего бы не получил: в уставных документах компаньонов было много неточностей. И ими непременно бы воспользовались адвокаты ответчиков. Но для медиаторов необязательно наличие у сторон тех или иных документов для доказательств. В этом конкретном деле для сторон наиболее важным был вопрос даже не юридической правильности бумаг, а человеческой порядочности.
У медиативной процедуры есть еще одна крайне привлекательная сторона - она помогает снять социальное напряжение внутри участников конфликта. Особенно если дело предстоит рассматривать в судебном процессе. Там все стороны антагонисты, они непрестанно пикируются друг с другом, стараясь доказать свою правоту. При медиативной же процедуре запрещено нападать друг на друга, быть резким в оценках своих оппонентов. Общение проходит почти по-дружески. Конечно, сложно добиться благодушия между теми, кто долго конфликтовал. Но все возможно.
- У них есть возможность и дальше поддерживать деловые отношения, - убеждена медиатор Татьяна Манина. - Кто-то кому-то должен? Давайте отсрочим срок выплаты этого долга или найдем возможность его компенсировать чем-то другим. У кого-то есть идеи, а у кого-то - ресурсы. Решения бывают разными - альтернативные, компромиссные, сотруднические, паритетные. Деньги в наши дни не всегда решают все.
И свой опыт научит
Адвокат и профессиональный медиатор Ольга Петровская видит в медиации неплохой превентивный метод профилактики подростковой преступности.
- Нам, взрослым, порой сложно судить об истинных мотивах поведения детей, - считает Ольга Григорьевна. - И иногда поиски заводят совершенно не в нужную сторону.
Молодежь всегда была импульсивна и крайне зависима от постороннего мнения. К первому правонарушению подростки приходят, действуя по вечному принципу "Все пошли, и я пошел". Кого-то на такой шаг толкает личное унижение и необоснованное обвинение сверстников в трусости. Кого-то просто берут "на слабо".
- Для медиатора достаточно сорока минут общения с ребенком, чтобы он понял, почему именно он совершил тот или иной неблаговидный поступок, - продолжает адвокат Ольга Петровская. - И когда ребенок до конца осознает свои действия, второй раз он так не поступит. Голословный запрет не даст такого результата. Вывод из анализа своего поведения станет для подростка табу навсегда. Суть в том, что оценку своему поступку ребенок дает именно сам, медиатор ему в этом только помогает.
К ТЕМЕ
Процедура медиации в России регламентируется следующими нормативными актами
• Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2010 года № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".
• Глава 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - "Примирительные процедуры. Мировое соглашение".
• Статья 401 Трудового кодекса Российской Федерации - "Примирительные процедуры".
• Статья 5.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - "Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах".
• Приказ ТПП РФ "О совершенствовании деятельности Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате Российской Федерации" № 72 от 30.12.2008 года.
Валерий СЕРЕБРЯКОВ.