Секреты гончарного мастерства от заполярной рукодельницы
О трудолюбивой мастерице Наталье Панфиловой, увлеченно осваивающей всевозможные виды ручного творчества, "Молодежная редакция" однажды уже рассказывала на страницах газеты. Тогда заполярная рукодельница делилась секретами еще малоосвоенного в Мурманске искусства лэмпворк - создания бусин посредством плавления стекла в огне газовой горелки.
Сегодня на счету у Натальи больше ста килограммов переплавленного материала. Можете представить, сколько из него было сделано бусинок, если одно готовое изделие весит всего пару граммов. За несколько лет столь упорной работы ремесленничество для девушки стало не просто хобби. Получив грант в Мурманском региональном инновационном бизнес-инкубаторе, Наталья открыла собственную мастерскую стекла и керамики, профессионально освоив и еще один довольно редкий для заполярной столицы вид творчества - работу с глиной. А для "Вечерки" вновь открыла творческие секреты.
Все формы и цвета
- Сейчас в Мурманске есть несколько гончарных кругов, я знаю, многие пробовали себя в керамике, но не все умеют работать правильно, - заметила Наталья. - Это труд, в котором нужно много практики, на который требуется время, чтобы можно было экспериментировать, и хорошая физическая сила. Если считать вместе со мной, в городе работают три гончара.
Любовь к ремесленничеству девушке привили на занятиях в клубе исторической реконструкции, специализирующемся на средневековье. Не секрет, что в этот исторический период были распространены украшения и посуда, сделанные из глины. Сперва Наталья пыталась создавать аутентичные и просто полезные в быту изделия на гончарном круге самостоятельно, что оказалось не так-то просто. Уверенность в деле помог обрести известный московский гончар Александр Поверин, у которого девушка прошла курс обучения. Мастер поставил ей руки и научил работе по всем правилам.
Сейчас рукодельница использует в работе белую глину, которая намного мягче и ведет себя послушней в руках мастера, чем, например, красная. И признается, что трудится больше, экспериментируя над формой, практикуясь в изготовлении самых разных изделий из глины. Летом, например, готовится опробовать дровяную печь и использовать японский вид обжига под названием "раку" со специальной глазурью, благодаря которой изделие выглядит натурально.
От теории к практике
А чтобы в полной мере продемонстрировать все достоинства этого вида творчества, Наталья не просто рассказала, но и показала, как происходит весь процесс. Оказалось, что глина не любит резких движений - с ней все делается плавно, в несколько этапов. Перед началом работы кусок глины отбивают, убирая таким образом из нее лишние пузырьки воздуха, чтобы он, имеющий свойство расширяться при нагревании, во время обжига попросту не разорвал изделие изнутри. Основная часть работы, в которой заключается 90 процентов успеха, - центровка.
- Если посмотреть на глину под микроскопом, то видно, что она похожа на чешую, как у рыбы, - рассказала Наталья. - Центровка помогает спрессовать множество этих чешуек, задать им направление. Плюс глина становится на центр круга. Пока этого не случилось, мы не сможем работать дальше, иначе стенки изделия получатся неровными и оно может просто упасть на бок.
Второй этап - своеобразное продавливание дна и формовка стенок. Получившийся стаканчик - заготовка будущего изделия. Из него уже можно будет вылепить любую форму: кружку, вазочку, пиалку, тарелку, горшок - да все, что пожелает душа и смогут воплотить руки. Глина должна скользить, а чтобы она не тянулась за руками, ее периодически, по мере необходимости, смачивают водой. Вообще, как рассказала Наталья, при работе на гончарном круге используется всего четыре положения рук. Так, например, одно существует для того, чтобы выводить форму изделия, делая легкие продавливания глины изнутри и снаружи. При этом давить в пустоту нельзя, иначе можно порвать свежее изделие. Для этого подключают обе руки, так что получается, что глина формируется между ладонями. Оптимальная толщина изделия 4-6 миллиметров.
Несмотря на кажущуюся простоту процесса, работа с глиной - дело тяжелое во всех смыслах. Кроме творческого взгляда для создания формы необходимо иметь по-настоящему недюжинную физическую силу - настолько это плотный материал. Научиться делать качественные и красивые изделия из глины за один присест, конечно же, невозможно. Как и любым ремеслом, гончарным надо заниматься основательно, чтобы достигнуть определенных успехов. Представьте себе, только на то, чтобы обучиться одному из этапов - центровке - надо потратить несколько недель. Хорошие кружки начнут получаться примерно через месяц усердного труда по нескольку часов в день. Крынка - год работы. Ну а полный цикл обучения, после которого можно стать чуть ли не идеальным гончаром, занимает около семи лет. Все равно что получить высшее образование: сложно, но очень интересно!
- Но Мурманску пока не очень близок этот вид творчества, так что здесь мы немного опередили время, - подытожила Наталья. - Средняя полоса чуть более активная в этом плане, а до Заполярья мода на керамику пока не дошла. Но обязательно дойдет, или мы донесем - научим понимать, что этими изделиями не только можно пользоваться в быту, но и легко сделать их авторскими, такими, как хочется именно тебе. Придумать новую форму, интересную роспись, необычно покрыть глазурью. Это бесконечная сфера для творчества, где существует много технологий работы с глиной, не только гончарный круг. Лепка из пласта, жгутики, жидкое литье в формы. В керамике каждый может найти что-то свое.
Елена СМИРНОВА.
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ.