После того как на прошлой неделе появилось сообщение о реорганизации в Мурманске системы скорой помощи, врачи городской станции скорой медицинской помощи буквально оборвали телефоны в средствах массовой информации. Вопрос у них один: правда ли, что с 1 июля все они могут попасть под сокращение и остаться без работы? О том, насколько обоснованы опасения медиков скорой, в вышедшей в эфир 31 января передаче "Вместе к 100-летию Мурманска" говорили журналист ГТРК "Мурман" Елена Ямаш и мэр Мурманска Алексей Веллер.
- Алексей Борисович, в чем все-таки смысл ситуации с городской скорой помощью?
- Вопрос о реорганизации скорой медицинской помощи в городе прогремел как гром среди ясного неба. Учитывая, что вопрос действительно очень важный, один из ключевых для жизнедеятельности Мурманска, я позволю себе ответить на него максимально подробно и понятно.
Первый аспект - суть предлагаемой реорганизации. Мы знаем, что в Мурманске существует городская клиническая больница скорой медицинской помощи - прекрасное учреждение, имеющее очень большой опыт работы, многолетнюю историю. Таких специализированных лечебных учреждений всего шесть в стране, наше в их числе. По многим направлениям оно не раз признавалось одним из лучших, коллектив больницы, сама больница пользуются заслуженным уважением у очень многих мурманчан. Так вот, в рамках городской больницы скорой медицинской помощи работает подразделение непосредственно скорой помощи - это ни много ни мало 564 специалиста, среди которых и врачи, и фельдшеры. Финансирование их работы и вообще оказания этой услуги осуществляет Фонд обязательного медицинского страхования - ФОМС.
Понятно, что невозможно оказывать услугу скорой помощи без специализированного автотранспорта. Такой автотранспорт находится в ведении областного бюджетного учреждения ПТХО, деятельность которого полностью финансировалась за счет бюджета Мурманской области. Сегодня есть законная возможность финансировать автотранспортную составляющую общей услуги за счет средств ФОМС, что позволит сэкономить определенную часть средств областного бюджета, о чем, конечно же, в сегодняшних непростых условиях мы все должны думать. Необходимо стремиться к сокращению бюджетных трат, но при этом мы не должны делать неверных шагов и принимать неверные решения. С точки зрения специалистов города, есть возможность совместить решения этих вопросов, не устраивая жесткую реорганизацию медицинских учреждений.
Весьма неожиданно министерство здравоохранения Мурманской области, конкретно министр Валерий Перетрухин, вынес на заседании областного правительства вопрос о реорганизации, которая, по сути, заключается в следующем: специалистов-медиков предлагается как бы изъять из городской больницы и присоединить к ПТХО. То есть туда, где "живут" автомобили, а еще туда же предложено присоединить учреждение медицины катастроф - создать тем самым новое областное учреждение, которое будет оказывать также комплексную услугу скорой медицинской помощи, в том числе в Мурманске, и в дальнейшем, может быть, по всей Мурманской области.
На заседании правительства мы говорили: друзья, это неправильный путь, он не учитывает колоссального количества рисков. То есть надо понимать, что речь не идет о сокращении медицинских работников как таковых. Дело в другом: при таком слиянии они неизбежно должны быть сокращены в городской больнице, а потом приняты на работу в том же количестве в новое учреждение. Вот какая фраза о сокращении была выхвачена из контекста некоторыми недобросовестными журналистами, поэтому я хочу заверить мурманчан, что фактически о сокращении медиков, работающих в скорой помощи, речи не идет. Но это лишь один из рисков, потому что при сокращении существует необходимость больших дополнительных финансовых затрат.
- Городская больница готова к таким выплатам?
- Конечно, нет. Эти средства не предусмотрены ни в одном из бюджетов. Существует еще ряд рисков. Я бы не хотел сейчас углубляться в обсуждение вопроса, как грамотно реформировать скорую, этим в первую очередь должны заняться специалисты, которые есть и в области, и в городе, и в Мурманской областной Думе, и в городском Совете депутатов, и среди медицинской общественности. Могу сказать, что один из вариантов реорганизации, который предлагает город, один, но не единственно возможный - для того чтобы грамотно распорядиться средствами областного бюджета и ФОМСа и максимально их сэкономить, давайте мы не людей передадим к машинам, а машины передвинем к людям. То бишь мы машины заберем из ПТХО и передадим Мурманской городской клинической больнице и тем самым решим ту же самую задачу только разумно, а не через тернии.
На заседании правительства апофеозом обсуждения стала фраза министра здравоохранения. Дословно он сказал: "Чтобы что-то обсуждать, сначала надо принять решение". Ну, знаете, в зале раздался смех.
Мне эта фраза очень напоминает уже ставшую чуть ли не хрестоматийной фразу, что парламент - не место для дискуссий. Поэтому я не очень понимаю, что послужило толчком к такому продавливанию со стороны министерства здравоохранения необсужденного, неготового вопроса. Не сомневаюсь, что еще будет много разговоров, много дебатов. Конечно, будем все-таки вырабатывать правильный вариант, а не такой, какой почему-то захотелось внедрить министру. Ему бы вот эту энергию направить на то, чтобы максимально ускорить передачу Мурманску амбулатории Росляково, которая пока находится в областном подчинении. Глядишь, больше пользы было всем. Но, к сожалению, у этой истории просматривается и второй аспект - как было вообще организовано обсуждение этого вопроса в рамках заседания правительства. Вопрос заранее не обсуждался ни со специалистами из сферы здравоохранения, так называемой медицинской общественностью, хотя не только здравый смысл, но и законы сегодня этого требуют. Вопрос не обсуждался с депутатами Мурманской областной Думы, хотя там есть профильный комитет по здравоохранению, где работает масса признанных специалистов в области организации медицины. При том, что Мурманской областной Думе так или иначе нужно будет вносить изменения в законы, какую бы реформу в конечном итоге ни стали проводить. Депутаты облдумы пришли на заседание правительства и там впервые услышали о таком предложении. А представители администрации города заранее не получили ни текста доклада, ни проекта решения, которое предлагалось принять на заседании правительства. Ну что говорить, если глава муниципального образования вообще не был приглашен на это заседание. Поэтому мне пришлось оставить заседание горсовета, которое в этот момент я вел, и побывать на заседании правительства, чтобы все-таки высказать мнение, которое существует по данному вопросу в руководстве Мурманска.
Так уже в ходе заседания правительства выяснилось, что и директор регионального отделения ФОМС был не в курсе. То есть в ходе заседания выяснилась полная неподготовленность вопроса. Я уже не знаю, чего ждать от министра с такими посылами. Но город со своей стороны предложил взять определенный тайм-аут и создать согласительную комиссию, в которую войдут представители и регионального правительства, и Мурманской областной Думы, и администрации Мурманска, Совета депутатов, эксперты. Для того чтобы, не затягивая процесс, за месяц-полтора-два всесторонне обсудить и выработать оптимальное решение. Кажется, это было абсолютно разумное предложение, которое я как руководитель города предложил рассмотреть правительству области и его принять. И вот такой, безусловно, опытный руководитель, как первый заместитель губернатора Алексей Михайлович Тюкавин, который вел это заседание правительства и который в силу своего опыта не мог не понимать, что вопрос абсолютно не подготовлен, по сути дела, проигнорировал предложение Мурманска и, по большому счету, продавил решение правительства все-таки готовить законопроект о проведении той реформы, которую предлагает областное министерство здравоохранения.
- Какие сроки на это отводятся?
- Достаточно короткие. Поставлена задача все вопросы урегулировать в первом квартале, до конца которого остался всего месяц. С моей точки зрения, Алексей Михайлович Тюкавин действовал абсолютно сознательно. Он не мог не понимать, что данное решение вызовет несогласие городской власти и ее ответные шаги по защите интересов горожан. Ведь ради этого городская власть и работает. Поэтому мне кажется, что Алексей Михайлович перевел хозяйственный вопрос каким-то образом даже в политическую плоскость. Складывается впечатление, что он чуть ли не умышленно провоцирует серьезнейший конфликт между муниципалитетом и регионом. И особенно цинично это выглядит на фоне требования Президента РФ Владимира Владимировича Путина. Он буквально на днях на совещании выдвинул совершенно четкое, ясное и недвусмысленное требование к властям регионов и муниципалитетов. Знаете, я позволю себе даже цитату из выступления Владимира Владимировича. Он сказал: "Отмечу, региональные муниципальные власти должны действовать в одной повестке. Нужно отодвинуть, пригасить все противоречия и конфликты и прекратить споры, кто главнее. Главнее - люди, главнее нас с вами люди, ради которых мы работаем, и этому должно быть все посвящено. Всякие склоки надо отодвинуть сейчас, я понимаю, что часто и склоки возникают из вполне объективных вещей, споры возникают по поводу разного подхода к решению достаточно сложных вопросов. И все-таки мы с вами взрослые люди и понимаем: между спором по существу и склоками все-таки есть определенная грань. И различие тоже есть".
Вот ни добавить, ни убавить. Слова президента как будто про наш случай. И поэтому я очень надеюсь на губернатора Мурманской области Марину Васильевну Ковтун, которая после своей командировки вернулась в регион как раз с того совещания, на котором эти слова президента и звучали. Очень надеюсь, что она досконально разберется в этом вопросе, даст соответствующую оценку действиям всех чиновников в данном случае, и очень верю, что мы действительно все-таки начнем конструктивный профессиональный диалог, обязательно выработаем разумное совместное решение, которое тогда уже возможно, и будет двигаться в Мурманскую областную Думу.
Еще раз хочу пояснить мурманчанам, что не надо верить слухам, которые поползли по городу, что врачи будут сокращены. Никоим образом не будет сокращения врачей скорой медицинской помощи. Но, с моей точки зрения, абсолютно неподготовленные, непродуманные, неуместные действия министерства здравоохранения спровоцировали столь неприятную ситуацию.
- Можно ли сэкономить бюджетные средства, минуя этап присоединения врачей к машинам?
- Если нам обязательно надо присоединять одних к другим, хотя специалисты городской медицины считают, что это необязательно, тогда надо машины присоединять к врачам, повторюсь, а никак не наоборот. И сделать это можно легко и безболезненно. Хотя есть варианты других путей, которые вообще не требуют прохождения через такую большую реорганизацию. Вот это и нужно обсуждать всем заинтересованным сторонам в нормальном конструктивном и профессиональном диалоге.
Подготовила Евгения ВОЛКОВА.