Журналисты "Вечерки" продолжают рассказывать читателям о своем путешествии на Кавказ
Продолжение. Начало в номерах за 17, 23 и 26 декабря 2014 года.
Шпионы с диктофонами
Итак, мы проехали Ставропольский край, Чечню и Дагестан. Из Дербента наш путь лежал в Баку. Туда мы решили добираться на ночном поезде. Однако в темное время суток выспаться нам не удалось. Ночью таможенники проверили все сумки и вообще все уголки поезда. Затем на смену заступили пограничники.
Напомню, мы отдыхали втроем. Наш друг Сергей в 2013 году уже путешествовал практически по такому же маршруту и заезжал в Ереван на день. Но тогда пограничники что-то перепутали в своих печатях, и по документам выходило, что мурманчанин провел в Армении целый месяц. То, что этот месяц длился с 31 октября по 1 октября одного и того же года, никто не заметил. А у Азербайджана и Армении уже много лет очень напряженные отношения из-за спора о территориальной принадлежности Нагорного Карабаха.
Стечение обстоятельств превратило Сергея в потенциального шпиона, который якобы работает на Армению. Мурманчанина забрали в купе проводника разбираться. Через некоторое время Сергей вернулся, и на допрос вызвали меня. Спрашивали, куда и зачем едем, у кого будем жить, действительно ли мы журналисты. Хорошо, что мы по привычке захватили с собой журналистские удостоверения. Пограничник картинно закатывал глаза и заламывал руки, осуждающе смотрел на меня и грозил пальчиком: мол, как же так, Армения - враг Азербайджана, а ваш друг осмелился съездить в Ереван почти сразу после посещения Баку. Видимо, про то, что россиянин элементарно может не следить за азербайджано-армянскими отношениями, пограничник даже не подумал.
После моих заверений, что мы не шпионы, а просто путешествуем по Кавказу, Сергея куда-то увели на несколько часов. Мы уже напридумывали себе разных страшилок: что его в одних тапочках сняли с поезда, возможно, избили. Но все оказалось гораздо интереснее. Различных нарушителей пограничники насобирали в поезде на целый вагон, и пока с ними разбирались, мурманчанин… пил чай с проверяющими и ждал, когда откуда-то сверху ему дадут разрешение на въезд в страну. При этом пограничник, штампуя паспорта остальных пассажиров, случайно поставил штамп и северянину. После чего стал пальцем рисовать на странице в паспорте крест и приговаривать: "Недействительно, недействительно". Но в итоге Сергею разрешили въезд в страну.
Старина и современность
Утром за окном вагона мелькали дома из известняка, нефтекачалки, горы мусора и башенные краны. Весь город - сплошная стройка. И так продолжается уже много лет. Сначала строили высотки, потом реконструировали бульвар, затем готовились к "Евровидению", сейчас возводят объекты для первых Европейских игр, которые состоятся в июне нынешнего года.
Обычного туриста Баку очень впечатлит, так как дальше центра города он не заглянет. Стандартный туристический маршрут - крепость с Девичьей башней и дворцом Ширваншахов, бульвар, Фонтанная площадь, парки, аллея шахидов.
На узких, мощенных булыжником улочках Старого города легко можно заблудиться. А возможно, даже и нужно, чтобы познакомиться с местными котами, полюбоваться на увитые виноградом балконы, заглянуть в лавку с коврами или понаблюдать за работой художника, вместо красок использующего нефть, или за дедушками, которые увлеченно играют в нарды.
Однако чуть выйдешь за крепостные стены, как сразу оказываешься в круговороте современного города среди стеклянных высоток, людей, спешащих по делам, бесконечной вереницы машин и автобусов. О правилах дорожного движения здесь, похоже, не слышали: нужно быть либо очень смелым, либо вообразить себя бессмертным, чтобы перейти дорогу. Во многих оживленных местах нет официальных пешеходных переходов, а если и есть, то автолюбители на них никак не реагируют. В центре города, где движение наиболее интенсивное, построены большие подземные переходы, стены, пол и потолок которых выложены мрамором. Некоторые из этих переходов похожи на мини-музеи: где-то висят картины со сценами из сказок, где-то - "ковры" из мозаики.
Нам же было интересно посмотреть на обратную сторону медали, а потому мы отправились в трущобы, расположенные над бульваром и новым Чертовым колесом, то есть, по сути, тоже в центре города. Налепленные на холме хибарки с заборами из дверей от старых шкафов и холодильников, каких-то железных прутьев и прочего непонятного мусора, небольшие сады, голубятни и государственные нефтекачалки в частных дворах - это тоже часть Баку, не парадная, но все же больше передающая дух города.
Местные власти хибары потихоньку сносят. Так, например, есть еще в Баку улица Советская. Но скоро найти ее можно будет лишь на старых картах. Ветхие малоэтажки на этой улице ломают, а на их месте строят уродливые высотки окно в окно. Похоже, что в азербайджанской столице, несмотря на массовые стройки, нет никакого градостроительного плана и вообще архитектора.
Говорят, что квартиры в новостройках настолько дороги, что иногда в доме живут лишь несколько семей, и из-за этого все здание не подключают к газоснабжению или отоплению.
Своя атмосфера и в спальных районах, построенных в советское время. Жильцы пяти- и девятиэтажек самостоятельно обустраивают палисадники. Обычно владельцы квартир на первых этажах огораживают территорию рядом с домом (по сути, присваивают), сажают там фруктовые деревья или цветы, а иногда и устраивают маленькие курятники. Так и получается: живешь вроде в мегаполисе, а встаешь под крик петуха.
А вот жильцы новостроек такой "деревенской" радости лишены, потому что территорию двора обычно полностью закрывают асфальтом, а со стороны фасада вплотную пристраивают магазинчики.
В Баку, как и в любой столице, сочетаются старина и современность, богатство и нищета. Но самое главное - этот город постоянно находится в движении. Здесь постоянно что-то меняется.
Но кое-что остается неизменным: все так же, как и много лет назад, почтальон потребует доплатить ему за то, что позвонил по телефону и сообщил о пришедшей от родственников открытке (за карточкой нужно идти самому). Кассир на вокзале по умолчанию возьмет сверх цены за билет пару лишних манатов, а медсестра в больнице попросит чаевые у пациента за то, что довезет его на инвалидной коляске до лифта, за подъем в лифте она, кстати, тоже возьмет мзду. Так что городу ветров еще есть к чему стремиться.
Нармина ГЕЙБАТОВА.
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ.