Сто страниц истории к 100-летию Мурманска
И в краеведческой литературе, и в публицистике встречается порой термин "Большой Мурманск". Применяется он в основном для того, чтобы подчеркнуть масштабы послевоенного строительства, позволившего создать на Севере СССР крупнейший заполярный город - полумиллионный мегаполис, протянувшийся от Росты почти до Колы. И действительно, размах строительных работ, осуществленных в столице советской Арктики в 60-е - 80-е годы минувшего века, не может не впечатлять. Однако не стоит забывать, что само выражение "Большой Мурманск" унаследовано нами от другой, более ранней эпохи.
СЕПАРАТНЫЕ РАБОТЫ ЧАСТИЧНОГО ПОРЯДКА
Главным бичом заполярной столицы в ее первоначальном, малом варианте, умещавшемся в пространстве между Зеленым мысом и мысом Халдеев, была беспорядочность застройки. Хаотическое расположение городских строений стало следствием обрушившихся на страну после 1917 года исторических катаклизмов. Во время гражданской войны и сразу после нее дома сооружали как попало, где попало и буквально из того, что подвернется под руку. Спустя десятилетие после окончательного установления на Кольском полуострове Советской власти окружной центр, несмотря на отдельные вкрапления капитальных зданий, все еще сохранял прежний ночлежно-барачный вид, более характерный для поселения золотоискателей из рассказов Джека Лондона, чем для крупнейшего арктического незамерзающего порта СССР. "Генерального плана города нет. Строят на глазок, наспех, - возмущалась 10 июля 1931 года "Полярная правда", подчеркивая, что местные власти не имеют "какого бы то ни было представления об общем плане города" и не знают "где же будет находиться подлинный центр нового Мурманска". Проблема требовала незамедлительного решения. Стало ясно, что без четкой планировки Мурманск дальше развиваться не может.
Сперва решили, что перестраивать старый город - грязный и неуютный - слишком сложно и затратно. Проще возвести рядом с ним новый - современный и благоустроенный. Севгосрыбтрест и Мурманский окрисполком провели всесоюзный конкурс на лучший проект социалистического города Новый Мурманск ("Вечерка" писала об этом в номере от 2 октября 2014 г.), определили победителей. Но такому подходу воспротивилось руководство Ленинградской области, в состав которой входил тогда наш край. На совещании, созванном по этому поводу Леноблпланом 13 апреля 1931 года, был сделан вывод: "Установка, выработанная Севгосрыбтрестом… оказалась оторванной от общих проектировок по городу. Поэтому нужно… считать, что на будущее время такие сепаратные проектировочные работы частичного порядка не должны производиться". Планировку Мурманска тогда же решили передать в ведение недавно созданного Государственного института проектировки городов - Гипрогора.
ЧЕТЫРЕ ГОРОДА ВМЕСТЕ
Главной задачей, которую поставили мурманчане перед его сотрудниками, стала подготовка документа, определяющего долгосрочную стратегию градостроительного развития и условия формирования среды жизнедеятельности заполярной столицы. То есть генерального плана. Наметить принципы генплана попыталась 16 мая 1931 года окружная плановая комиссия. Возможно, именно на ее заседании впервые прозвучало словосочетание "Большой Мурманск". Употребил его представитель проектного управления Союзрыбы и Гипрогора, а также соавтор победившего на всесоюзном конкурсе проекта социалистического города Новый Мурманск архитектор Александр Соколов. В Государственном архиве Мурманской области хранится протокол, зафиксировавший его слова о "назревшей необходимости реконструкции существующего города" и о том, что связанные с этим вопросы надо решать не только для запроектированного нового города, но и для старого, "для всего Мурманска в целом, Большого Мурманска".
23 июня 1931 года президиум Мурманского горсовета обсудил вопрос "О заключении договора с Гипрогором на планировку г. Мурманска". Вскоре договор был заключен. В конце года уже был готов схематический проект планировки заполярной столицы, тут же с некоторыми оговорками одобренный Окружным исполкомом и горсоветом. Областные власти торопили, требуя скорее "закончить генеральную съемку г. Мурманска и по утверждении генерального плана в двухмесячный срок разработать капитальный план строительства города". Все это предполагалось завершить к 1 июля 1932 года.
Грандиозные планы по переустройству незамерзающего порта на берегу Кольского залива, рассчитанные на 15 лет вперед, тогда же, в 1932 году, популяризировал Константин Паустовский. "В 1946 году, - писал он в очерке "Мурманск", - на месте теперешнего скопления бараков, между которыми летом растет морошка, будет построено четыре больших города, связанных трамваями и автобусами: Кола, Горелая Гора, Старый Город и Порт. Все четыре города вместе будут называться Большим Мурманском".
ЧАСТЬ СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО
Казалось, постройка Большого Мурманска вот-вот начнется. Но скоро, как известно, только сказка сказывается. Генеральный план описанного писателем города будущего с населением 225 тысяч человек никак не удавалось довести до ума. В ту пору Гипрогор тащил на себе огромный воз проектно-планировочных работ - по 88 населенным пунктам. Мурманск в этом списке шел далеко не первым. Осенью 1932 года окрплан отметил задержку "в составлении проекта по планировке г. Мурманска". Дальше - больше. Планировочные работы не удалось закончить и в 1933 году. Только в следующем году генплан представили на утверждение руководства округа. "Мы имеем сейчас утвержденный план Гипрогора, - объявил 20 ноября 1934 года, выступая на отчетном пленуме Мурманского горсовета председатель окрисполкома Петр Горбунов, - деревянное и каменное строительство идет по этому плану". Однако, как выяснилось позже, радоваться было рано.
Проект генерального плана, принятый на региональном уровне, не получил одобрения научно-технического совета при Народном комиссариате коммунального хозяйства РСФСР. Его рекомендовали к принятию исключительно как схему распределения территории. Лишь генплану центра города дали удовлетворительную оценку, да и то потому, что активно развивавшейся заполярной столице как воздух нужен был хотя бы какой-нибудь, пусть даже не до конца доработанный план. Главный же проект, предусматривавший расширение города от Росты до Колы, что называется, повис в воздухе.
Но к тому времени Большой Мурманск уже стал для многих северян неотъемлемой частью мечты о светлом социалистическом будущем. Пожалуй, афористичнее всех эту мысль выразил один из руководящих работников города - некто Орловский. "Товарищи, - сказал он, выступая в 1935 году на пленуме горсовета, посвященном вопросам строительства, - мы должны выстроить Большой Мурманск и можем выстроить Большой Мурманск, и никто нам не позволит его не выстроить". Дело обстояло именно так, а потому власти незамерзающего порта на берегу Кольского залива отреагировали на возникшую проблему достаточно жестко. "Президиум горсовета, - заявили они на заседании 2 апреля 1935 года, - считает совершенно недопустимым дальнейшую затяжку в составлении проекта планировки Большого Мурманска, тормозящую бурный рост строительства города". В итоге с Гипрогором опять заключили договор, поручив разработать новую версию генплана с включением в городскую черту Росты, Колы и западного берега Кольского залива.
ГЕНЕРАЛЬНУЮ СХЕМУ ОДОБРИТЬ
На протяжении следующего 1936 года шла напряженная работа по корректировке проекта. 29 декабря - "под елочку" - президиум Мурманского горсовета окончательно утвердил "генеральный проект планировки города Мурманска". 6 марта 1937 года "Полярка" сообщила, что генеральный план Мурманска получил одобрение Ленинградского облисполкома и направлен в Наркомхоз РСФСР. Согласно проекту, разработанному под руководством руководителя планировочной мастерской Леноблпроекттреста А. Н. Сорокина и при участии в качестве консультанта главного архитектора Москвы, автора плана реконструкции столицы Сергея Чернышева, предусматривалась террасная застройка окружного центра. Общая высота жилых домов и общественных зданий не должна была превышать четырех-пяти этажей. Больше - только для отдельных - наиболее монументальных зданий. На сопках предполагалось строить малоэтажные каменные дома и коттеджи "типа норвежских построек". В числе архитектурных изысков значились центральная площадь - нынешние Пять Углов, опорная стенка набережной на улице Шмидта, театр на улице Полярные Зори.
Но и на этом разработка генплана Большого Мурманска не закончилась. На протяжении еще трех лет шла доводка проекта, доработка его отдельных положений. И только потом - 5 июня 1940 года - коллегия Народного комиссариата коммунального хозяйства РСФСР во главе с наркомом Константином Памфиловым постановила: "Представленную Главным архитектурно-планировочным управлением наркомхоза РСФСР генеральную схему планировки г. Мурманска одобрить". "Проект реконструкции Мурманска разработан и осуществляется, - восклицала тогда же, в 1940 году "Полярная правда".
Вот так, пройдя долгий и трудный путь, заполярная столица обзавелась, наконец, документом, определившим пути ее развития. И никто уже не сомневался в том, что новостройки Большого Мурманска со временем воплотятся в жизнь: встанут с эскизов и чертежей красивые удобные дома, протянутся просторные улицы, оденутся в кирпич и бетон общественные здания. Но в 1941 году грянула война, и генплан остался на бумаге. Большой Мурманск был возведен уже после Победы - другим поколением мурманчан, по другим проектам и планам. И сейчас мало кто помнит, что сами эти два слова, как и весь наш прекрасный город, корнями оттуда - из давнего довоенного прошлого.
Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области.