Гран-при фестиваля "Северный характер" завоевал фильм о российском операторе
За "Стыд" не было стыдно
Особой популярностью у поклонников авторского кино пользуются картины, связанные с историей и любовью. И конечно, все любят мультики. Этот факт подтвердился на фестивале "Северный характер", который прошел в Мурманске уже в седьмой раз. Помимо авторов из России, Норвегии и Финляндии этой зимой работы на конкурс прислали документалисты Франции, Греции и Абхазии, имеющие свой особый взгляд на Север.
- Кинофестиваль "Северный характер" - это одно из значимых культурных событий в жизни Мурманской области, - считает Сергей Ершов, председатель комитета по культуре и искусству Мурманской области. - Он расширяет культурное пространство, поскольку в рамках фестиваля к нам приезжают люди, которые, на мой взгляд, ни при каких других обстоятельствах у нас бы не появились. И эти люди привозят с собой шедевры документалистики и телепрограмм.
Всего в программе было представлено 108 видео в номинациях "Документальное кино", "Короткометражный игровой фильм", "Телевизионная программа", "Очерк", "Программа о культуре", "Детская программа" и "Короткий репортаж". В течение трех дней на общественных показах конкурсные работы увидело около пяти тысяч мурманчан и гостей фестиваля из-за границы. Многие фильмы представляли их создатели, с которыми можно было пообщаться после просмотра. Одним из самых популярных фильмов оказался "Стыд". Это лента российского режиссера Юсупа Разыкова о женах подводников, съемки которой проходили в поселке Лиинахамари (Печенгский район). "Стыд" был одним из двух полнометражных художественных фильмов, показанных на фестивале. Картина повествует о том, как жены подводников медленно сходят с ума после появления слухов о том, что лодка с их мужьями легла на дно. Одни начинают пить, другие - проводить странные обряды. Но все они стыдятся своего поведения, а главная героиня стыдится того, что вышла замуж не по любви и поэтому не может разделить общее горе утраты. Ей стыдно за свою бессердечность.
- Стыд я считаю наиболее интеллектуальным чувством, на которое способны только сознательные люди, - считает Юсуп Разыков. - В название мы вкладывали глубокое понимание этого слова, а не пошлое, близкое к сраму. Изначально мы думали провести параллели с гибелью подлодки "Курск", но в Лиинахамари встретили бывшего подводника, который сказал, что похожих трагедий после второй мировой войны было около 30. Поэтому мы отошли от прямых ассоциаций с "Курском" и создали обобщенный образ трагедии через женщин, которые ждут своих мужчин. Хотя, как отмечает режиссер, история каждой роли основана на реальных событиях и переживаниях.
Среди актеров нет знакомых лиц, но все они подобраны идеально. В том числе артисты мурманских театров, которые исполняли эпизодические роли.
Вдохновленные Севером
Если фильм "Стыд" можно назвать картиной о любви, то что касается истории, одной из интереснейших работ на эту тематику можно назвать документальный фильм "Подростковая оккупация". Это воспоминания мужчин - французов и евреев, которые были школьниками во Франции, оккупированной во время второй мировой войны. Разглядывая общую фотографию класса, пожилые люди вспоминают имена своих товарищей. Когда Европу захлестнула волна фашизма, в классе появилась группа школьников, которые при встрече друг с другом вскидывали руки в фашистском приветствии. Кто-то из них в годы войны стал милиционером, другие пополнили ряды войск СС. Оторопь берет, когда понимаешь, что после окончания школы одноклассники стали непримиримыми врагами. По итогам фестиваля "Подростковая оккупация" получила специальный приз "За лучшую режиссуру".
Среди многочисленных победителей фестиваля призерами стали корреспонденты телекомпании "ТВ-21". Диплом первой степени в номинации "Телевизионная программа" достался Петру Широбокову за фильм "13 теней войны" - документальный рассказ о диверсионных группах из русских и норвежцев, действующих на оккупированных фашистами территориях Северной Норвегии.
Короткий репортаж Анастасии Рябых "Роберт, который не сдался" никого не оставил равнодушным и заслужил победу в своей номинации. Это история о человеке, который не пал духом после того, как лишился руки.
Диплом первой степени в номинации "Очерк" получила режиссер "ТВ-21" Наталья Вайгина за работу "Холодная земля, горячее сердце" о горце, приехавшем работать инженером на Крайний Север.
В числе победителей и работа корреспондентов ГТРК "Мурман". Фильм Светланы Деменевой и оператора Сергея Аскерова "Ледовая война на Севере", рассказывающий о событиях советско-финской кампании 1939-1940 годов, занял второе место в номинации "Телевизионная программа".
Обладателем гран-при стал фильм "Я останавливаю время" шведского режиссера Гуниллы Брески. Это история жизни советского военного оператора Владислава Микоши, которая принесла победу своему автору на фестивалях в нескольких странах мира.
Идея фильма возникла у Брески в 2009 году, когда ей в руки попали дневники Микоши. Записи фронтового оператора-кинодокументалиста, работавшего на передовой, его рассказы и стихи произвели на Брески настолько сильное впечатление, что она решила снять о нем фильм.
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото автора.