Дорога из Мурманска в Киркенес глазами художника
Заметки путешественника - необычный жанр для художника, однако один из ведущих представителей современного искусства России Александр Флоренский работает в нем уже не первый год. Из-под его кисти вышли несколько "рисованых путеводителей" по различным городам: "Иерусалимская азбука", "Тбилисская азбука", "Петербургская азбука" и "Воронежская азбука", а теперь художник заинтересовался и нашим северным краем.
- Я бывал в Заполярье не один раз: рисовал северную природу и красками, и карандашами. Здешние места мне настолько запомнились, что возникла идея запечатлеть их в книжном формате, - рассказывает Александр. - Но на этот раз я решил сделать не путеводитель по одному городу, а целый альбом путешественника, который расскажет о моем большом пути из Мурманска в Киркенес с заездом в Териберку, Титовку, Заполярный, Никель, Борисоглебск, Гренсе Якобсельв, Пасвик, Варде, Вадсе, Бюгейнес и Нейден.
Александр Флоренский не просто так выбрал именно этот маршрут для своего путешествия. Дело в том, что подобный путь несколько десятков лет назад проделали два известных русских художника - Валентин Серов и Константин Коровин, чтобы создать свой альбом художника о суровом арктическом крае и представить его в павильоне "Русский Север" на Международной выставке в Париже.
Путеводитель Александра внешне выглядит как рукописная книга с иллюстрациями, выполненными в шутливом детском и наивном стиле. Зоркий взгляд живописца замечает малейшие детали, используя минимум изобразительных средств - в книге присутствует палитра всего из четырех цветов: черного, красного, синего и желтого, - автор изумительно точно передает виды природы, архитектурных памятников и других значимых объектов посещенных мест.
Как признается художник, на самом деле книга выполнена в полноцветной печати и могла бы быть намного красочнее. Но в этом и заключается особый художественный прием автора, который не закрашивает картинку, а просто подписывает "здание ярко-желтое с зелеными полосками", словно приглашая зрителей к сотворчеству. На страничках этого издания так и хочется что-то дописать от руки или даже дорисовать, как в детстве, человечков в городских пейзажах или кукольные домики на холмах.
Александр Флоренский изображает не только величественные мемориалы, такие как памятник морякам, погибшим в мирное время, и знаменитый мурманский маяк. Он с юмором замечает, что путешественникам, побывавшим в Титовке, скорее всего, запомнится там местный туалет и кафе, а в Никеле - высокие трубы заводов, выбрасывающие в небо огромные серые тучи.
- Один из моих коллег-художников о моих путеводителях сказал: всем известно, что искусство - вещь совершенно бесполезная, но из ваших книг, хотя они и считаются искусством, можно узнать много интересного и полезного, - улыбается Александр.
Татьяна ЕЛОХИНА.
Фото автора.