Новый премьер-министр Норвегии хочет сохранить хорошие отношения с Россией
Ветер перемен
В Норвегии прошли парламентские выборы, в результате которых к власти пришла буржуазная оппозиция. Нынешний премьер-министр лейборист Йенс Столтенберг, стоящий во главе страны уже восемь лет, в середине октября отдаст бразды правления консерватору Эрне Сульберг. Она станет второй женщиной премьер-министром в Норвегии и первым с 1990 года консерватором, который занимает этот высокий пост.
Несмотря на то, что эксперты уже несколько лет подряд признают Норвегию лучшей страной для жизни, потомки викингов хотят перемен. Их не устраивают плохие дороги, очереди в государственных больницах и опаздывающие поезда. Кроме того, норвежская экономика сидит на нефтяной игле еще плотнее, чем российская, а потому жителей страны волнует, что будет делать правительство, когда закончится черное золото. В зоне особого внимания - вопросы изменения климата и политики в отношении беженцев. Все эти темы активно обсуждались во время предвыборных дебатов, в которых принимали участие лидеры партий.
Однако, похоже, есть в норвежской политике и запретные темы, которые кандидаты в премьер-министры не обсуждали. Например, участие норвежских военных в операциях в Афганистане, Пакистане, Сомали, Ираке, поставки военной продукции, произведенной в их стране, в зоны конфликтов и инвестирование средств государственных компаний в проекты тех стран, где процветает коррупция и убивают журналистов.
Розы против наушников
Накануне выборов по всей стране шла активная агитация. Норвежские законы не запрещают ее даже в день голосования. В центре Осло, в парке перед зданием парламента, стояли палатки различных партий, периодически туда приходили сами кандидаты и беседовали с прохожими. Похоже, что охотнее всех на контакт шла лидер "Хейре" Эрна Сульберг.
- Важно сохранить хорошие отношения с Россией, но я должна признать, что в последнее время процесс принятия решений в вашей стране стал намного медленнее, все решается в Москве, - сказала журналистам "Вечернего Мурманска" Эрна Сульберг у палатки своей партии. - Мы надеемся, что отношения норвежцев и россиян станут лучше, что будет развиваться экономическое сотрудничество, особенно на территории Мурманской области. Мы верим, что ситуация с визами станет проще. Уже действуют удостоверения приграничного жителя, не так трудно получить многоразовую визу.
Каждая партия заманивала избирателей как могла. Лейбористы дарили прохожим красные розы и презервативы, консерваторы - синие наушники с надписью "Не слушай Йенса, думай сам", христианские демократы кормили жителей Осло тортиками.
В Норвегии запрещена политическая реклама на телевидении, зато с наружной и газетной рекламой проблем нет. На каждом углу висели плакаты с жестикулирующим Столтенбергом или улыбающейся Сульберг. Были, конечно, и другие кандидаты, но борьба шла в основном между этими двумя политиками.
После терактов в правительственном квартале Осло и на острове Утойя в июле 2011 года, где погибло 77 человек, у норвежцев было много претензий к рабочей партии. В частности, Йенса Столтенберга и полицию обвиняли в том, что они не могут обеспечить безопасность граждан страны. Этот аргумент использовала и оппозиция в предвыборной кампании.
Стратегия лейбористов заключалась в том, чтобы достучаться до каждого избирателя. Для этого тысячи волонтеров, сторонников партии, да и сами кандидаты на место в парламенте ходили по домам, дарили норвежцам красные розы, символ партии, и предлагали гражданам участвовать в выборах. Среди волонтеров были даже шведы, члены социал-демократической партии этой страны, идеи которой совпадают с норвежскими лейбористами. Во время предвыборной кампании планировалось раздать около одного миллиона роз. Норвежцы цветы охотно принимали, но некоторые при этом откровенно предупреждали, что голосовать все равно будут за другую партию.
В погоне за голосами избирателей Столтенберг даже на несколько часов переквалифицировался в таксиста, чтобы пообщаться с гражданами. Конечно, он не забыл записать действо на камеру. За руль премьер-министр сел впервые за восемь лет, наверное, поэтому он перепутал педали сцепления и тормоза. Видео Столтенберг выложил в одной из социальных сетей. Позднее стало известно, что пять из 14 пассажиров были подставными. Они знали, что снимаются в агитационном ролике рабочей партии, но не знали, что за рулем будет сам премьер-министр. За съемки эти якобы случайные пассажиры получили по 500 крон (около 2,8 тысячи рублей).
Консерваторы из "Хейре" выбрали своим лозунгом весьма популистское: "Новые идеи, лучшие решения", однако на дебатах так и не смогли ответить оппонентам, в чем же заключаются их новые решения.
Политтехнологи Эрны Сульберг старались показать норвежцам, что она такая же, как все. Так, на обложку одного из журналов поместили фотографию, где госпожа Сульберг запечатлена с мужем. Кандидата в премьер-министры сфотографировали дома, в простой одежде и без особого макияжа. Перед фотосъемкой в доме даже не навели порядок. Натянутые чуть ли не до колен носки супруга Эрны Сульберг сделали свое дело. Ее рейтинг подскочил.
Власть коалиции
После объявления результатов выборов Эрна Сульберг в окружении журналистов пешком отправилась в парламент, где встретилась с главами других партий. Теперь лидеру консерваторов нужно создать коалицию с другими правоцентристскими партиями, в том числе и с теми, которые выступают за ужесточение миграционной политики.
Известный норвежский журналист Пер Эгил Хегге считает, что теоретически новый премьер-министр может предложить пост в правительстве Йенсу Столтенбергу, но навряд ли это произойдет. Во время предвыборной кампании все четыре правоцентристские партии заявляли, что не будут с ним сотрудничать. Сам же Столтенберг воспринял свое поражение весьма спокойно, поздравил Сульберг с победой и заявил, что теперь он переходит в ряды конструктивной оппозиции.
На следующее утро после выборов призошла авария в метрополитене Осло. Многие горожане не смогли вовремя добраться на работу и восприняли это как мрачное предзнаменование. Было ли для него основание, увидим в ближайшее время.
Нармина ГЕЙБАТОВА.
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ.
К ТЕМЕ
- Во время предвыборной гонки норвежские СМИ пытались привлечь к голосованию молодежь в возрасте 20-29 лет, которая обычно неохотно участвует в выборах.
- В Норвегии нет дня тишины. В день голосования агитация запрещена только на избирательных участках, но у входа агитировать можно.
- В 15 муниципалитетах страны впервые проводились электронные выборы. Избирателям было позволено голосовать со своего компьютера неограниченное количество раз. Учитывалось лишь последнее решение.
- В Норвегии в выборах могут участвовать граждане Швеции, Исландии, Дании и Финляндии, если они зарегистрированы как постоянно проживающие на территории Норвегии не позже чем 30 июня года, когда проходят выборы.