Когда истребитель Су-33 движется высоко в небе, снизу он кажется маленьким, даже каким-то игрушечным. Но если "сушка" проносится на полной скорости в паре десятков метров от тебя, то грохот и вибрация такие, что хочется спрятаться куда-нибудь глубоко под землю. Шум неотвратимо надвигается на тебя, и укрыться от него невозможно.
Бой на малых высотах
В 279-м корабельном истребительном полку Северного флота прошло необычное мероприятие - впервые в истории современной российской авиации здесь состоялся конкурс воздушной выучки. У истребителей (в конкурсе принимали участие и другие типы машин) в программу состязаний входит высший пилотаж и воздушный бой на малых высотах, в котором участвуют два Су-33. Вот этот последний вид и стал предметом нашего наблюдения.
Две "сушки" с ревом и громом носились над нашими головами минут десять. Один из пилотов, не принимавших участие в конкурсе, пытался по нашей просьбе комментировать происходящее в небе. Куда там! При таком шуме все равно ничего не было слышно. Самолеты сходились, расходились, взлетали ввысь, падали к самой земле, снова поднимались и т. д.
"Сушки", понятное дело, вооружены не были. Роль ракет и пушек выполняла электроника - необходимо было захватить в прицел самолет противника, а умная техника решала, попал ты в цель или нет. Лично я так и не понял, кто из пилотов одержал победу в этом головокружительном поединке.
Приземлившись и покинув кабины, летчики обсудили перипетии воздушного боя. При этом роль самолетов выполняли мобильные телефоны в их руках, которыми пилоты и закладывали виражи, изображая, кто, куда и как летел.
- По условиям конкурса бой происходил на скоростях от трехсот до восьмисот километров в час, - рассказал нам командир авиационного звена старший лейтенант Александр Колябин. - Сверхзвуковой барьер мы не переходили. Это просто запрещено на высотах ниже 11 тысяч метров. Но и на малой высоте бывают перегрузки, при которых иногда пропадает зрение, а неподготовленный человек и сознание потерять может.
- Экипажи всех принимающих участие в конкурсе самолетов оцениваются по трем параметрам, - говорит майор Владимир Максимов, заместитель командира части по работе с личным составом. - Во-первых, это воздушная навигация. То есть умение вовремя и точно выйти в заданный район. Во-вторых, боевое применение. Для истребителей это владение оружием самолета. Для противолодочной авиации - поиск подводной лодки, постановка гидроакустических буев и точность бомбометания. И наконец, сама техника пилотирования. Например, летчику необходимо держать определенный угол крена при разворотах. Ни больше и ни меньше. Таких нюансов достаточно много.
Инициатором конкурса воздушной выучки выступило Министерство обороны России. Эта акция пройдет не только на Северном флоте, но и в летных частях других регионов. Планируется, что лучшие пилоты отдельных частей Северо-Западного военного округа сойдутся в учебном воздушном бою на учениях, которые пройдут в середине сентября. А победители этого сражения отправятся на всероссийский финал, куда слетятся победители других военных округов. Это будет битва асов!
В поисках субмарины
Следующим местом нашего наблюдения стал полигон в губе Грязной, что в поселке Сафоново. Именно здесь стала понятной вся масштабность проводимых морской авиацией учений.
- Еще когда мы были в Североморске-З, оттуда взлетел Ил-38, - поясняет Владимир Максимов. (Действительно, мы видели взлет этой машины, но в тот момент не догадывались о дальнейших событиях. - Авт.) - Он взял курс на полигон, расположенный в Баренцевом море, где должен был принять участие в учениях по взаимодействию с подводной лодкой. И вот оттуда бомбардировщик ждали в губе Грязной для выполнения очередного задания. Почти одновременно с "илом" с аэродрома под Вологдой взлетел Ту-142. Он должен был выйти в заданный квадрат Баренцева моря и отработать задачу аналогично "илу". Затем он также летит в Грязную, где у него новое задание.
По расписанию учений Ил-38 должен появиться в Грязной ровно в 15.00. Вологодская "тушка" прилетит в эту же точку ровно через десять минут. Но это по плану, а как получится в действительности, нам и предстоит увидеть.
На часах 14.40. Пока есть время, начинаем выбирать позицию для съемок. После этого остается только ждать. В районе 15.00 видим быстро приближающуюся точку, которая вскоре приобретает контуры Ил-38. Его задача - установка гидроакустических буев для обнаружения подводной лодки. От самолета отделяются маленькие парашюты, к которым прикреплены буи. Один за другим они вонзаются в воду, парашют автоматически отстреливается, и на месте погружения буя видна только крохотная антенна.
- Далее самолет поднимается и начинает патрулирование, - говорит Владимир Максимов. - Если в зону действия буя попадает подводная лодка, то сигнал передается на борт самолета и его экипаж приступает к следующему этапу - обнаружению и уничтожению объекта. Это называется поисково-ударный полет.
Следом за "илом" над полигоном появляется вологодский Ту-142. На его борту видна надпись "Евгений Преображенский". Таких именных самолетов всего несколько штук на весь военно-воздушный флот. Самолет назван в честь Евгения Преображенского, командира полка морской авиации, самолеты которого в августе 1941-го, взлетев с одного из островов в Балтийском море, нанесли бомбовый удар по Берлину. Это был первый налет на столицу Третьего рейха советских ВВС. С апреля 1943 по апрель 1945 года Преображенский, уже генерал к тому времени, служил на Северном флоте. Сначала в должности начальника штаба ВВС Северного флота. Высшей точкой в его карьере стал пост командующего авиацией ВМФ СССР.
- Ил-38 вышел на точку ровно в 15.00, - подводит итоги Владимир Максимов, - а Ту-142 опоздал на пять секунд. Это тоже отличный результат.
На этом учения не закончились. Вскоре в Грязную прибыли вертолеты Ка-52. Две машины, но задачи у них разные. Первая работает с гидрофоном. Опускаемый в воду с борта вертолета на тросе гидрофон выполняет ту же роль, что и описанный выше буй, - ищет подводные лодки. Но после работы его поднимают обратно в вертолет, а буй - изделие одноразовое. Отработал - утонул.
Владимир Максимов - бывший вертолетчик, поэтому готов говорить об этих машинах часами. Он знает все тонкости той работы, которую в данный момент выполняют пилоты. От него мы узнаем, что при работе с гидрофоном главное - держать машину ровно на киле, чтобы не было рывков. Иначе гидрофон, который весит 80 килограммов, может порвать трос.
- Вытаскивать гидрофон из воды тоже непростая задача, - говорит Владимир Георгиевич. - Может заклинить подъемное устройство, и ты полетишь в базу, таща за собой этот аппарат. Для того чтобы этого не произошло, необходима точная работа пилота и штурмана. Первый непосредственно управляет машиной, второй следит за внешней обстановкой и докладывает командиру. Например, сообщает о скорости и направлении ветра.
Второй вертолет имитирует спасение тонущих людей. Здесь действия пилотов почти не отличаются от предыдущего упражнения. Только вместо гидрофона на тросе манекен. Опустили его в воду, потом подняли. Вот и все.
Итог подводит начальство
Заключительным аккордом нашего пребывания в гостях у авиаторов Северного флота стал разговор с командующим ВВС СФ генерал-майором Александром Отрощенко.
- Определить лучших в летной работе очень сложно, - сказал Александр Иванович. - По результатам одного полета невозможно. Мы в течение года проводили массу разных учебных мероприятий, по результатам которых определились лучшие пилоты в каждой эскадрилье. И конкурс воздушной выучки, свидетелем которого вы сегодня стали, - это венец всей нашей работы, проведенной в течение года. Здесь только лучшие экипажи. Работать было сегодня непросто - боковой ветер, что особенно осложняет взлет и посадку. Но все блестяще справились с заданием. По результатам учений отличившиеся будут представлены к наградам.
Андрей КИРОШКО.
Фото автора.