В приемную президента РФ по Мурманской области поступило обращение с жалобой на гипермаркет «О'Кей». На основании полученного заявления Роспотребнадзор провел внеплановую проверку торговой точки, в ходе которой были выявлены нарушения «Правил продажи отдельных видов товаров» (Постановление правительства РФ от 19.01.98 № 55).
Выяснилось, что в гипермаркете потребителям иногда сложно сориентироваться в ценах на товары: ценники размещены и оформлены таким образом, что покупатель не может определить, к какому товару конкретно относится тот или иной указатель. В итоге, в большинстве случаев, эта неразбериха приводит к увеличению расходов покупателя.
Согласно статьи 10 Закона о защите прав потребителя, на указателе цены должна присутствовать полная информация для потребителя: наименование товара, сорта (при его наличии), цена за вес или единицу товара, подпись материально ответственного лица или печати организации, дата оформления ценника. Однако в данном магазине ценники на реализующиеся товары были оформлены с нарушением, что мешает потребителю сделать правильный выбор и не понести непредвиденных расходов.
В связи с вышеизложенным, руководству ООО «О'Кей» выдано предписание об устранении нарушений, должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа. В соответствии с обязательными требованиями Правил продажи отдельных видов товаров руководству необходимо обеспечить товары единообразными и четко оформленными ценниками.
К сведению потребителей
Общие требования к содержанию информации для потребителя (согласно ГОСТ Р 51074-2003, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 № 401-ст):
- Изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
- Информацию для потребителя представляют непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.
- Информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.
Информация о пищевых продуктах должна содержать следующие сведения:
- Наименование продукта;
- Наименование и местонахождение изготовителя;
- Товарный знак изготовителя (при наличии);
- Массу нетто, или объем, или количество продукта;
- Состав продукта;
- Пищевая ценность (калорийность или энергетическая ценность, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов);
- Назначение и условия применения для продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок;
- Рекомендации по приготовлению готовых блюд обязательны для концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов;
- Условия хранения пищевых продуктов;
- Дата изготовления и дата упаковывания;
- В информации о пищевых продуктах указывают срок годности, и/или срок хранения, и/или срок реализации. Срок годности, срок хранения и/или срок реализации на потребительскую тару нарезанных и/или фасованных пищевых продуктов наносит упаковщик с учетом сроков, установленных изготовителем;
- Обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт (допускается наносить без указания года утверждения);
- Информация о подтверждении соответствия пищевых продуктов;
- Продукт может сопровождаться и другой информацией, характеризующей продукт.