
Возможно ли его повторение на Кольской атомной?
Неожиданные откровения
Авария, случившаяся 11 марта этого года на японской атомной станции "Фукусима-1", уже долгое время находится в списке главных мировых новостей. Мы, жители тех стран, где развивается атомная энергетика, задаемся вопросом: а может ли подобное случиться у нас? Про Мурманскую область и говорить не приходится — нигде в мире нет такой концентрации ядерных реакторов, как на Кольском полуострове.
Насколько безопасна Кольская АЭС, расположенная на территории нашего региона? Ответ на этот вопрос искали мурманские журналисты, которых руководство КАЭС пригласило на Кольскую атомную.
Забегая вперед, скажу, что такой степени откровенности от работников станции мы не ожидали. Нам показали, конечно, не все, но многое. Разговор с главным инженером АЭС Александром Ионовым вместо запланированных тридцати минут длился более двух часов.
Единственное, о чем попросили хозяева, — не снимать объекты системы физической безопасности станции. А для страховки дали сопровождающего, который, надо признать, крайне редко вмешивался в работу фотокоров и телеоператоров. Перед входом на территорию станции мы прошли стандартную процедуру проверки. Тщательное изучение документов и содержимого карманов. С телефонами нельзя, жевательную резинку нельзя, напитки любые тоже нельзя. Фото-, видеоаппаратура к проносу запрещена, как и любое другое записывающее устройство. Но в данном случае для журналистов сделали исключение.
Экономные японцы
И экскурсия началась. Поскольку тема "Фукусимы" витала в воздухе, то хозяева, не откладывая дело в долгий ящик, сразу же предъявили свои козыри. Наш автобус проехал мимо первого и второго энергоблоков и остановился возле весьма неприметного на фоне циклопических зданий АЭС ангара.
- Здесь у нас находятся передвижные дизель-генераторы. Имен-но отсутствие такой техники и стало, по сути, главной причиной тех событий, которые сейчас происходят на "Фукусиме", — начал свое объяснение Александр Ионов.
Напомним, что сразу после аварийной остановки реакторов японской АЭС резервный дизель-генератор, который должен был подавать электричество для охлаждения ядерного топлива, перестал работать. Очередной подземный толчок привел к его полному разрушению. И тут японцы схватились за голову. Да, цепная реакция остановлена, но температура топлива высока. Если его не охлаждать, то это приведет к расплавлению ядерного топлива, что, в свою очередь, может привести к разрушению реактора, и радиация вырвется наружу.
- Проект передвижного дизель-генератора был разработан норвежцами совместно с отечественными учеными, — рассказывает Александр Ионов. — К нам он поступил в 1995 году. На прошлой неделе мы проводили учения смены по развертыванию и использованию этого оборудования. За основу был взят фукусимский сценарий. Мы его даже усилили тем, что исходили из возможности, хотя и малореальной, что обесточены все четыре реактора. Так вот, случись у нас то, что случилось в Японии, эта техника способна подавать электричество и охлаждать все четыре реактора.
Передвижные дизель-генераторы представляют собой автоприцеп размером поболее привычных нам рефрижераторов. В "боевое" положение они приводятся примерно за шесть часов. Кажется, что это долго. Но надо учитывать, что после остановки реактора система его охлаждения будет действовать еще десять часов. Так что времени более чем достаточно. Почему у японцев не оказалось такой техники? Можно только догадываться.
Цунами на Имандре?
Постройки Кольской АЭС рассчитаны на 8-балльное землетрясение. В Японии его магнитуда составила 8,9. Эпицентр при этом располагался всего в 130 километрах от побережья острова Хонсю, где и находится "Фукусима-1".
Вероятность землетрясений на Кольском полуострове существует. Наиболее мощные толчки силой 8 баллов были зафиксированы в 1904 году на границе Швеции и Норвегии. Их мощь докатилась аж до Карелии — были разрушены несколько домов в Медвежьегорском районе.
- Максимально возможное расчетное землетрясение в районе расположения Кольской атомной станции может быть не более 7 баллов, — рассказал нам по телефону заместитель директора Кольского филиала геофизической службы Российской академии наук Юрий Виноградов. — Толчки магнитудой 4,3 балла были зафиксированы в 1956 году. Эпицентр располагался в Кандалакшском заливе. Возникло цунами около метра высотой, которое выбросило на берег рыбацкие лодки. Максимально возможная высота цунами при магнитуде землетрясения 5-7 баллов составит 2-2,5 метра. В некоторых районах, например в Кашкаранцах, оно может пройти в глубь берега на несколько десятков метров.
Заканчивая тему землетрясений как возможных причин аварий на Кольской АЭС, упомянем еще маловероятный, по мнению специалистов, и неопасный даже в случае возникновения такой фактор, как цунами на озере Имандра. Не смейтесь, на озерах и реках цунами тоже бывают. В 1597 году гигантский оползень на волжском берегу в районе Нижнего Новгорода привел к появлению гигантской волны, которая полностью разрушила Печерский монастырь. На основании изложенных в летописи фактов это событие было смоделировано на компьютере нижегородскими сейсмологами. Оказалось, что волна вблизи монастыря могла достигать 25-30 метров.
В 1969 году на Имандре было небольшое землетрясение, но глубина озера (максимальная — 135 метров) не дает возможности набрать волне необходимую мощь. По словам Юрия Виноградова, если и возникнет цунами, то высотой не более метра, что не приведет к серьезным последствиям.
Послесловие
Мы не случайно говорили сейчас о, казалось бы, абсурдной возможности цунами на Имандре. Дело в том, что авария, подобная фукусимской, получила у специалистов название запроектной. По сути, это то, что случиться по всем расчетам просто не могло. Вероятность того, что из строя выйдут три реактора, притом почти одновременно, согласитесь, близка к нулю. Но в этом и заключается весь трагизм этого абсурда. Получается, что надо не столько пересматривать все расчеты специалистов, сколько создавать абсолютно новую философию безопасности атомной энергетики.
Андрей КИРОШКО.
Фото Константина БРАЙЦЕВА.
#Выбор редакции