Впервые в истории мирового мореплавания парусное судно "Петр Первый" прошло за одну навигацию без сопровождения ледоколов Северным морским путем, а затем и Северо-Западным проходом. На сутки позже российских яхтсменов прошел норвежский тримаран "Northern Passage".

В плавание российская яхта отправилась 4 июня из Санкт-Петербуга. Однако своеобразный старт арктической кругосветке, по мнению экипажа, был дан спустя месяц в Мурманске. К этому времени "Петр Первый" неожиданно стал участником уникальных гонок. Следом по этому же маршруту вышел норвежский парусник "Norhern Passage" с международным экипажем прославленных полярников на борту. На борту нашего судна не было ни одного человека, который участвовал бы в ледовой экспедиции.
- Были очень напряженные моменты, когда я молился. Например, когда становились на якорь в Русской Гавани на Новой Земле при ветре 30 метров в секунду или когда сломали перо руля, судно потеряло управление, а нас со всех сторон начало зажимать льдами. Но надо было действовать, бояться было некогда, — уверяет капитан яхты "Петр Первый" Даниил Гаврилов. — Я больше боялся, когда решался вопрос пограничного контроля в Певеке. Вот это действительно было страшно. Ведь под сомнение был поставлен успех экспедиции.
Бывало, что экипажу приходилось расталкивать баграми льды, чтобы очистить проход для судна, дважды проводить серьезный ремонт яхты и преодолевать немало других нештатных ситуаций. Но смельчаки упорно шли вперед, когда специалисты рекомендовали им вернуться и подождать улучшения ледовой обстановки.
При этом норвежцы смогли пройти практически по чистому льду без особых происшествий.
- Во времена Амундсена потребовалось бы пять-шесть лет, чтобы преодолеть это расстояние. Тот факт, что мы смогли совершить экспедицию на маленьком стеклопластиковом судне, показывает, насколько резкими были изменения и как быстро происходит таяние льда, — отмечает Берге Оусланд.
Он уверен, что успех обеих экспедиций стал возможен благодаря изменению климата и ледовой обстановке в Арктике.
- Мы горды тем, что внесли свой вклад в вопросы освоения Арктики. Еще предстоит оценить тот фактический материал, отображающий климатические условия и экологическое состояние российской части Северного морского пути. Надеемся, что эти данные могут быть полезны, — подчеркивают российские яхтсмены.
Им еще предстоит пройти на парусном судне между айсбергами моря Баффина и Лабрадора, пережить осенние штормы Атлантики, мощные циклоны, а возможно, и ураганы. Но главные трудности позади, и всех их согревает мысль, что они идут домой.
Предполагается, что в Санкт-Петербург российские яхтсмены прибудут в ноябре.
Наталья ГРЕЧИНА.
Фото из архива норвежских
и российских экспедиций.