Мужчина, сделавший операцию по перемене пола, попал в списки злостных должников. Но когда к новоиспеченной даме судебные приставы пришли требовать долги, она обратилась с жалобой в суд. Должница была уверена, что обязательства, данные ею до операции, не имеют к ней никакого отношения.
Между молотом И наковальней

- И взыскатель, и должник имеют право обжаловать любые действия пристава, — говорит начальник отдела правового обеспечения Управления Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области Кирилл Должанов. — Каждая жалоба для нас — показатель, насколько действия наших сотрудников соответствуют закону. Если суд ее удовлетворяет — это ЧП, то есть исполнители правосудия действовали неправомерно.
Вообще, должник может жаловаться на все что угодно, если считает, что его законные интересы нарушили: на то, что пристав возбудил исполнительное производство, арестовал имущество, ограничил в праве на выезд за границу. Есть только одно условие — жалоба должна быть подана в течение десяти дней, с момента, когда неплательщику стало об этом известно.
- Пристав находится между взыскателем и должником как между молотом и наковальней, — продолжает Кирилл Должанов. — Всегда какая-то из сторон недовольна. Первому кажется, что пристав ничего не делает, чтобы вернуть его деньги, а второму, наоборот, что слишком жестко прессует. Поэтому нередко жалобы подаются в надежде на то, что это поможет затянуть исполнительное производство. Разочарую подобных хитрецов: добиться желаемого им вряд ли удастся.
Но хватает и должников, которые действительно винят приставов во всех смертных грехах. Многие из них недовольны самим фактом возбуждения исполнительного производства. Чаще всего это люди, в принципе недовольные решением суда и не собирающиеся его исполнять. Недавно мурманчанка, оштрафованная на пятьсот рублей за административное нарушение, обратилась с жалобой в суд. Пристав возбудил исполнительное производство о взыскании штрафа и направил ей его копию. В жалобе женщина написала, что документ, присланный ей, не имеет круглой гербовой печати отдела судебных приставов.
- Суды двух инстанций отказали должнице справедливо, посчитав, что отсутствие печати никоим образом не нарушает ее прав, — замечает Кирилл Должанов, — и постановление судебного пристава должно быть исполнено.
Граница на замке
Еще больше возмущения вызывает ограничение права выезда за рубеж. Должники в своих жалобах приводят различные доводы. Мол, они не скрываются от долгов, а принимают все меры, чтобы рассчитаться. Даже те, кто никогда не покидал пределы нашей страны, весьма трепетно относятся к праву свободного передвижения и, получив соответствующее постановление, начинают его активно обжаловать.
За шесть месяцев 2010 года ограничение на выезд обжаловалось восемь раз. Так, должник из Мурманска посчитал, что подобная мера ущемляет его конституционные права.
- Мужчина задолжал гражданам около миллиона рублей, — рассказывает Кирилл Должанов. — И при этом обвинил пристава, что тот применил к нему карательную меру. Суды отказали в удовлетворении жалобы, сославшись на то, что если бы гражданин хотел возместить долг, он бы сделал это даже без привлечения приставов, просто по решению суда. Тем более что каких-то критических обстоятельств, не позволяющих вернуть деньги, у него не было. Кроме того, на лишении должника права выезда за границу настаивал один из взыскателей.
Куда пожаловаться?
Порой работа приставов вызывает нарекания у отцов, обязанных платить алименты. Непутевые папаши недовольны не столько самим фактом выплат, сколько их размером. Дело в том, что должник обязан представить приставам информацию о своих доходах. Если он этого не делает, то алименты автоматически рассчитываются исходя из среднего размера зарплаты по стране.
Иногда логика непутевых отцов бывает просто-таки убийственной. К примеру, один из мурманчан отказывался платить сыну алименты, потому что подарил ему машину. И потому действия приставов, пытавшихся взыскать деньги в пользу ребенка, считал незаконными. Однако суд принял сторону приставов, тем более что мужчина решил обжаловать их действия после того, как положенные десять суток истекли.
- Нередко стороны оспаривают размер алиментов, определенный судебным приставом, — отмечает Кирилл Должанов. — По новому закону их перерасчет является поводом для искового заявления в суд. То есть можно пожаловаться на слишком большой размер выплат. Если суд согласится с представленными ему аргументами, пристав по новой пересчитает сумму алиментов. А можно подать судебный иск, и тогда в случае успеха расчетами займется уже суд.
К слову, мурманчанину, подарившему сыну автомобиль, в итоге пришлось заплатить 80 тысяч рублей.
Но в некоторых случаях жалобы должников удовлетворяют. Причем бывают казусы. Как-то должник пожаловался на женщину-пристава, которая проявила мягкость по отношению к нему. Мужчину выселяли из квартиры, а он никак не забирал оттуда свои вещи. Вместо того чтобы выставить это имущество на торги — ведь жилплощадь должна была быть освобождена от вещей, — пристав ждала, когда должник наконец образумится. А неблагодарный должник подал жалобу, и суд принял его сторону.
- Нельзя сказать, что судьи пристрастны по отношению к нам или, наоборот, к должникам, — подчеркивает Кирилл Должанов. — Порой приходится готовить огромный объем доказательств правоты действий приставов. А в целом лучше обжаловать решение пристава в порядке подчиненности, то есть обратиться с жалобой к нам в управление. Тем более что мы рассматриваем такие обращения в течение десяти дней, а суд — гораздо дольше.
Ирина ТВЕРИТИНОВА.
Фото автора.
#Криминал