Один из крупнейших производителей дизайнерских компьютерных программ “Adobe” судится с программистом Кольского научного центра РАН 23-летним Михаилом Беляевым. Компания предъявила ему иск на девятьсот тысяч рублей за пиратское распространение своего продукта.
В российском представительстве “Adobe” это дело уже назвали самым крупным по размеру причиненного ущерба в истории пиратства в нашей стране. Предыстория иска такова. У программиста был ресурс в локальной сети апатитского провайдера. Это не Всемирная паутина, а лишь ее маленькое подобие. На ресурсе были выложены различные документальные фильмы и сериалы, а также четырнадцать наименований продуктов “Adobe”. Посетители ресурса могли совершенно бесплатно их скачивать. В январе 2010 года милиционеры отдела по борьбе с киберпреступностью пришли в офис провайдера с плановой проверкой наличия в сети пиратских программ. Обнаружив ресурс, оперативники составили протокол.
- Меня предупреждали, что из-за выложенных программ возможны проблемы, но я легкомысленно к этому отнесся, — признается Михаил. — Для меня пиратами были те, кто устанавливает людям нелицензионное программное обеспечение за деньги, а я ведь ни у кого ни за что их не брал. Вскоре после этого я убрал программы из зоны свободного доступа. Но было уже поздно — на меня завели уголовное дело.
Дальше все было как положено.
- Было возбуждено уголовное дело по статье “Нарушение авторских и смежных прав”, — рассказывает сотрудник пресс-службы областного УВД Юрий Ловдин. — Оперативники приехали домой к Михаилу, изъяли компьютер и другие носители информации.
Потом прошло следствие, и дело отправили в суд. С представителями “Adobe” программист общался по телефону. Сначала они насчитали просто-таки фантастический размер взыскиваемого ущерба — полтора миллиона рублей. Несмотря на то, что программист признал свою вину, фирма воспользовалась предоставленной Гражданским кодексом возможностью увеличить сумму иска вдвое. Потом сумма иска все уменьшалась, и сейчас она составляет сто семьдесят тысяч рублей. Пятьдесят из них Михаил уже выплатил, осталось еще сто двадцать. Каждый месяц в течение года из зарплаты программиста будут вычитать по десять тысяч рублей. Еще одним условием уменьшения суммы иска стало обязательное для программиста общение с журналистами в целях предупреждения других случаев пиратства.
- Пока борьба с контрафактом в нашей стране напоминает историю Дон Кихота, который сражался с ветряными мельницами, — говорит Михаил. — Удается более или менее контролировать юридические лица, чего не скажешь об обычных пользователях.
Ирина ТВЕРИТИНОВА.
#Криминал