
Не исключено, что скоро сигареты можно будет покупать только в супермаркетах и крупных магазинах. Депутаты Госдумы готовят закон, запрещающий торговлю табачными изделиями в ларьках, киосках и небольших павильонах.
Есть противники проекта, которые утверждают, что новая законодательная инициатива лоббируется крупными торговыми сетями. Ведь в документе, в частности, отмечается, что розничная продажа сигарет в городах должна осуществляться в стационарных объектах с торговой площадью не менее 50 квадратных метров, обеспеченных сигнализацией и сейфами для хранения денег. Кроме того, прилавки с сигаретами должны располагаться на расстоянии не менее десяти метров от кассовых аппаратов. Новым требованиям не удовлетворяют не только киоски и ларьки, где сегодня продается свыше 40 процентов всех табачных изделий, но и небольшие магазины, торговая площадь которых не соответствует указанным параметрам. В случае, если подобный законопроект будет принят, рынок табачных изделий с объемом 15 миллиардов долларов в год станут контролировать торговые сети.
Но, с другой стороны, законопроект действительно позволит снизить так называемую шаговую доступность сигарет. Ведь сейчас их можно приобрести буквально на каждом углу. А если закон примут, за очередной "дозой" никотина придется отправляться в супермаркет. Может, дальние расстояния хоть кого-то заставят бросить курить. Еще один аргумент "за" — в крупных торговых сетях практически не нарушают закон и не продают сигареты несовершеннолетним.
В настоящее время текст законопроекта, разработанного экспертным советом при комитете Госдумы по здравоохранению, согласовывается с правительством и профильными ведомствами — Минздравом, Минэкономразвития, Минсельхозом и Минфином.
Напомним, от заболеваний, вызванных курением, в России ежегодно умирает до 400 тысяч человек. Ежегодно увеличивается число курильщиков. Это происходит в первую очередь за счет вовлечения в потребление новых социальных групп — женщин и молодежи. В настоящее время Россия находится на четвертом месте в мире по распространенности табакокурения среди подростков.
В связи с этим в 2008 году Россия присоединилась к рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака. Соглашение, в частности, предполагает, что в течение пяти лет после присоединения страны-участницы должны будут ввести полный запрет на всю рекламу, в течение трех лет — на стимулирование продаж и спонсорство табачных изделий, разработать новые правила продажи табака с учетом национальных особенностей. Многие из этих положений в России уже реализуются.
Александра ИВОЛГИНА.
Фото Андрея ПРОНИНА.