Метры тянут на юг
28.05.201010:00
Почему мурманчанин не может попасть в программу переселения северян?
Инвалид второй группы Юрий Николаевич Загудаев много лет мечтал вернуться на родину, в маленький городок Пугачев Саратовской области. Однако на деньги, вырученные от продажи однокомнатной квартиры в деревянном доме, что на улице Полухина, вряд ли можно было рассчитывать на покупку благоустроенного жилья, даже в таком маленьком городишке. А потому, когда заработала федеральная программа переселения граждан из районов Крайнего Севера, радости Юрия Николаевича не было предела: наконец-то он сможет осуществить свою давнюю мечту.
Долгий переезд
Он записался в "переселенцы" еще в середине 90-х годов. Но очередь двигалась очень медленно. Однако не было бы счастья, да несчастье помогло. Год назад ему дали инвалидность. Это обстоятельство очень обрадовало пенсионера. Ведь болезнь позволила получить новый статус, который давал ему зеленый свет для включения в льготную очередь переселенцев.
В отделе по учету и распределению жилья ему сказали: необходимые документы, в том числе и согласие всех зарегистрированных в квартире жильцов надо успеть подать до 1 июля 2010 года. В этом случае есть шанс уехать уже в следующем году.
Однако радость пенсионера быстро сошла на нет. Дочь и племянник, прописанные в квартире, с прохладцей отнеслись к его просьбе как можно быстрее оформить документы. Хотя и не отказались дать согласие на сдачу жилья, а это одно из главных условий при переселении по федеральной программе.
Но племянник, которого Юрий Николаевич приютил у себя, как он говорит, из чувства сострадания, — редкий в квартире гость. Навещает своего дядю, причем, как правило, в нетрезвом виде и только в том случае, если нужны деньги. А получив отказ, может сильно избить беспомощного человека. Усмирять разбушевавшегося молодого человека приходилось не раз, в том числе и сотрудникам милиции. Однажды он украл у дяди деньги. Вора вывели на чистую воду, дали срок. Правда, говорит Юрий Николаевич, лучше бы парень не сидел, уж очень озлобленным вернулся из тюрьмы. Но и новые обиды, кажется, пенсионер готов терпеть, лишь бы успеть оформить документы. Но, сокрушается мужчина, 1 июля уже не за горами, а ксерокопий паспортов, заверенных нотариусом, ни от племянника, ни от родной дочери как не было, так и нет. Близкие родственники ссылаются на отсутствие времени и денег. Юрий Николаевич предлагал оплатить им все расходы со своей пенсии, дать денег на такси. Но воз и ныне там.
Ни сил, ни здоровья бегать за своими близкими у пенсионера больше нет. Тем более что в ближайшие дни у него назначена операция на сердце, которую он ждал три года.
- Сколько я пролежу в больнице, не знаю. Возможно, что несколько недель. А это значит, что могу и не успеть подать документы, — переживает Юрий Николаевич. — Но и здесь, на Севере, жить больше не могу. Хочу вернуться в свой Пугачев, чтобы остаток дней прожить на родной земле. Родственники, которые там живут, обещали помочь подобрать хорошую и недорогую квартиру. Я очень надеялся справить новоселье уже в следующем году.
Проблема в квадрате
В отделе по учету и распределению жилья администрации Мурманска сообщили, что с подобными историями специалисты сталкиваются постоянно. Нередко между родственниками разгораются нешуточные конфликты: старики рвутся в теплые края, а молодые не дают официального согласия на переселение, не торопятся расстаться с Севером. И вовсе не потому, что хотят досадить. Все дело в квартирном вопросе. По федеральному закону человек, получив сертификат на покупку жилья, обязан сдать старую квартиру государству. Куда при этом деваться родственникам, не желающим переезжать, неизвестно. В некоторых семьях, имеющих материальный достаток, вопрос решается проще: дети покупают пожилым родителям отдельное недорогое жилье, которое пенсионеры потом сдают и без особых проблем переселяются в среднюю полосу.
Тем не менее, как уже сообщала "Вечерка", наш регион вошел в тройку северных регионов, где проблемы с переселением обстоят сложнее всего. По словам депутата Госдумы Игоря Чернышенко, многие северяне ждут переселения годами — очередь из-за недостаточного финансирования федеральной программы движется очень медленно. И хотя в этом году на ее реализацию выделили немалую сумму — 812 миллионов рублей, ликвидировать очередь даже при таком финансировании удастся не раньше чем через 60 лет!
Сейчас в общей очереди на переселение состоит 62 тысячи человек. Первыми по закону сертификаты должны получать жители закрывающихся поселков. Но таковых в нашем регионе нет. Затем — инвалиды первой и второй групп. Третьими в списке идут пенсионеры. В последнюю очередь право на переезд имеют северяне, проработавшие в регионе не менее 15 лет.
Площадь — по норме и стажу
В то же время среди мурманчан мало желающих участвовать в программе переселения на тех условиях, что существуют сейчас. Хотя жители города и подают заявление на переезд, но когда подходит срок дать ответ, как правило, отказываются. Причины очевидны — жалко сдавать благоустроенную квартиру государству, к тому же жилье в областном центре стоит дороже, чем можно выручить, получив сертификат. А потому жители областного центра предпочитают решать проблемы с переселением самостоятельно.
Единственные, кому выгодно уезжать из столицы Заполярья по программе переселения, это мурманчане, проживающие в ветхом деревянном фонде, общежитиях и коммунальных квартирах.
К слову, сертификаты на покупку жилья выдаются с 2005 года. Документы, которые принимают у всех желающих, рассматривают в областном правительстве. Некоторым специалисты вынуждены отказывать в предоставлении сертификата, если, например, выясняется, что у заявителя в другом регионе уже есть жилье.
Сумма, полагающаяся переселенцам, зависит от нескольких факторов. Во-первых, от количества членов семьи, зарегистрированных в квартире. Бюджет оплачивает только социальную норму жилья: одиноко проживающему человеку полагается 33 "квадрата", семья из двух человек получит сертификат на оплату 42 метров, трех и более — из расчета 18 квадратных метров на каждого.
Во-вторых, от средней стоимости квадратного метра жилья в том регионе, куда северяне планируют переехать. Как показывает практика, переселенцам покупать квартиру гораздо выгоднее в небольших городах, чем в областных центрах, где стоимость квадратного метра обычно превышает ту, что установлена Минрегионразвития для оплаты жилищных сертификатов. Ведь для расчета суммы используется средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в том или ином регионе. Так, в прошлом году цена одного "квадрата" в Тверской области составляла почти 36000 рублей, в Краснодарском крае — 30000 рублей, в Татарстане — 26000 рублей, в Тюменской области и Приморском крае — примерно 32000 рублей.
В-третьих, стоимость сертификата зависит от трудового стажа. Например, переселенец, проработавший на Севере более 35 лет и проживающий в семье из трех человек, получит все полагающиеся ему по социальной норме квадратные метры. Если трудовой стаж меньше, например, 31 год, норма жилой площади, положенной при переезде, снизится на 5 процентов и составит 51,3 квадратных метра.
Надежда ШУХАТ.