Квартира раздора
Пенсионер грозится выставить на улицу родного сына

Октябрьский суд города Мурманска рассмотрел необычное дело о прекращении договора о пожизненном содержании, заключенного между близкими родственниками. В отличие от большинства судебных разбирательств в данной ситуации пострадавшим скорее выглядит сын, а не его пожилой родитель.
Не положил и рубля
А начиналась эта история так. Лет десять назад родители сами предложили единственному сыну, с которым жили в одной квартире, заключить с ними договор ренты. По этому договору он должен был ухаживать за ними, покупать лекарства и продукты, расходуя на содержание матери и отца по два прожиточных минимума в месяц. По нынешним временам эта сумма составила бы около 30 тысяч рублей. А взамен родители обязались оставить сыну двухкомнатную квартиру в престижном доме в центре Мурманска.
Вскоре мать умерла. И, видимо, с этого момента отношения между родственниками дали трещину. По словам сына, о договоре ренты он забыл. Однако свою часть платы за квартиру регулярно отдавал в общую копилку, правда, на всех платежных квитанциях значится фамилия отца. Лекарства сын ему не покупал, потому что все необходимые препараты ветерану и пенсионеру полагались бесплатно. А вот продуктами периодически общий холодильник набивал. Но от приготовленной сыном еды отец отворачивался. Как утверждает ответчик, отец отказывался брать у него деньги, а на родительский счет за все это время он не догадался положить и рубля.
В итоге родитель подал в суд на расторжение договора пожизненного содержания.
Вопреки отцовской воле
На суде оказалось, что причина родительской немилости кроется не только в том, что сын не исполняет условия договора. По прозвучавшим в судебном заседании репликам стало понятно, что сын, которому самому до пенсии осталась пара лет, женился второй раз вопреки отцовской воле! Вот и вынужден он, чтобы не гневить родителя, последние несколько лет жить на два дома: то у жены, то в родительской квартире. К слову, на суд отец пришел со своим представителем — бывшей снохой.
- Мне нужен покой, поэтому хочу выселить сына из квартиры. Пусть выписывается, а я передам свою квартиру государству, — заявил истец.
- Вы своего сына не любите? — не выдержала федеральный судья.
- Неужели я должен все время ему помогать, заботиться о том, чтобы он где-то жил? Женился тайком, вот пусть и идет на улицу! — упорствовал родитель.
- А вам квартира нужна? — поинтересовалась судья у ответчика.
- За десять лет отец у меня столько крови выпил, что мне уже ничего не надо! — взмолился сын. — Была возможность переехать в другой регион, хорошую работу предлагали. Так ведь остался в Мурманске, чтобы за отцом ухаживать. Неужели все эти годы я должен был чеки да справки собирать о том, что я для родного человека покупал? Смешно! Конечно, теперь выходит, что я никак ему не помогал. Все необходимые лекарства у него бесплатные. В мусорном ведре видел упаковки от импазы, вука-вука. Так ведь эти препараты отец без рецепта в аптеке покупает, вот у него и "сносит крышу" от этих лекарств. Доработаю до пенсии и через два года уеду. А то, что я не выполнял условия договора ренты, признаю.
В ходе процесса федеральный судья, уважая возраст истца, несколько раз напомнила ему о правовых последствиях, которые наступят после решения суда. И прежде всего о том, что расторжение договора ренты не влечет за собой "автоматического" возврата квартиры.
Редкий случай
Заключение договоров ренты между родными — редкость. Обычно граждане передают свое жилье детям или родственникам по наследству либо по договору дарения.
- Но по каким-то причинам участники этого судебного процесса не пошли традиционным путем, решив заключить договор о пожизненном содержании, — комментирует федеральный судья Октябрьского районного суда города Мурманска Людмила Бойко. — В соответствии со статьей 601-й Гражданского кодекса по договору пожизненного содержания с иждивением получатель ренты, в данном случае отец, передал принадлежащую ему квартиру в собственность плательщика ренты, то есть сына. А тот, в свою очередь, обязался пожизненно содержать родителя. Судя по заявленным истцом требованиям, он обратился в суд, чтобы, расторгнув договор ренты, затем выселить сына, то есть снять его с регистрационного учета в указанном жилом помещении.
Требования о расторжении договора пожизненного содержания были судом удовлетворены, поскольку доказано, что плательщик ренты не исполнял обязанности, предусмотренные договором: не предоставлял пожизненное содержание с иждивением своему отцу и, кроме того, признал заявленный иск в суде.
Однако истцу еще необходимо пройти ряд судебных процедур, так как в соответствии с нормами права расторжение договора ренты не влечет за собой возврата имущества. И отец вправе при существенном нарушении сыном условий договора ренты потребовать возврата ему своего имущества с зачетом его стоимости в счет выкупной цены ренты. Но поскольку истец данного требования не заявлял, оно судом и не рассматривалось.
Кроме того, даже если квартира по требованию истца будет возвращена ему в собственность с зачетом или без зачета выкупной стоимости, то исковое требование о выселении сына по определенным основаниям, преду-смотренным Жилищным кодексом, также должно заявляться отдельно — в судебном порядке.
Оксана ГУРОВА.
Коллаж Татьяны ЧЕРЕДЕЕВОЙ.
#Выбор редакции