Лающий транспорт
Мурманчане пересаживаются с машин на собак
Гонка на упряжке входит в череду ежедневных дел Евгения Захарова. Причем вне зависимости от выходных и праздников. Отменить ее может лишь сильная пурга или большой мороз. Ездовым собакам серьезные нагрузки и тренировки нужны каждый день. Поэтому и их хозяину приходится держать себя в хорошей форме. Он берет Тутси и Тину и отправляется с ними в сопки. Зимой собаки буксируют его на лыжах, летом — на велосипеде.
Восемь тысяч лет назад
Очаровательных щенков таймырской ездовой лайки мурманчанину три года назад подарила Елена Поцелуева — известный российский тренер по ездовому спорту и экстремальному (арктическому) туризму. Так в жизни Евгения появились Тина Тернер и Тутси Милашка. А ему самому пришлось осваивать еще и профессию каюра — погонщика собак.
Удивительно, но в Мурманской области собачьи упряжки стали появляться только в последние годы. Коренные жители Кольского края — саамы — никогда не пользовались этим видом транспорта, предпочитая ездить на оленях. А ведь до 60-х годов прошлого века собачьи упряжки для многих северных регионов России были едва ли не единственным видом зимнего транспорта. На них передвигались не только местные жители, но и все государственные службы, включая пограничные войска, почтовую службу и научные экспедиции. На Камчатке в 1937 году работало 50700 собак, свыше 4500 полных упряжек.
В начале 90-х годов на острове Жохова (архипелаг Новосибирские острова) была обнаружена охотничья стоянка, которую обследовал петербургский археолог Владимир Питулько. Он нашел остатки нарт, собачьей упряжи и хорошо сохранившиеся кости собак. Исследования показали, что возраст находок — 7800-8000 лет. Это самая древняя стоянка в высокоширотной Арктике.
Сейчас на смену хвостатому транспорту пришли снегоходы и вездеходы. Езда на собачьих упряжках перешла в разряд экзотических видов спорта и в последние годы приобретает бешеную популярность на Западе и в Европе. Энтузиасты не первый год ведут разговоры о включении этого вида спорта в программу зимних Олимпийских игр.
Российская Федерация ездового спорта была создана лишь в 1995 году. Однако соревнования по правилам Европейской ассоциации гонок на собаках (ESDRA) проводятся в России регулярно с начала 90-х годов прошлого века. Сначала организовывали многодневные гонки "Берингия" и "Надежда" на Чукотке и Камчатке, а затем — "Московия-96" (Москва — Санкт-Петербург). Больше десяти лет ежегодно проводится чемпионат России.
Мы хотим всем рекордам…
В прошлом году группа энтузиастов начала работу над организацией ежегодных многоэтапных гонок на собачьих упряжках "Арктик Баренц Рейс". Предполагалось, что за 25 дней пути спортсмены на собаках должны преодолеть около 3000 километров по Финляндии, Швеции, Норвегии и России. При этом заключительный этап, проходящий по маршруту Киркенес — Печенга — Верхнетуломский — Лопарская — Ловозеро — Серебрянская ГЭС — Мурманск, должен быть самым протяженным в Европе. Эта гонка должна была стать самой длинной в мире и войти в Книгу рекордов Гиннеcса. Ее старт планировался на весну 2010 года.
В прошлом году прошла своего рода репетиция этой гонки. Участники соревнований стартовали в Норвегии. Главной задачей "пилотной" гонки было показать готовность российской стороны принимать соревнования такого масштаба. Также необходимо было отработать режим перехода границы в соответствии с требованиями таможенного и ветеринарного контроля, проверить безопасность и техническую подготовленность трассы и необходимой инфраструктуры. В 2009 году впервые в истории России каюры на собачьих упряжках пересекли границу. По обычным правилам они вместе с животными должны были бы это сделать, пересев в автомобили. Но для спортсменов сделали исключение.
В ходе подготовки соревнований их организаторы и спортивная общественность Мурманска неожиданно узнали, что в нашем городе есть энтузиасты гонок на собачьих упряжках. И они смогли вполне достойно выступить в соревнованиях, в которых участвовали опытные спортсмены из Санкт-Петербурга, Петрозаводска и Москвы. В состязаниях по ски-джорингу (буксировка лыжника) на двух собаках лидирующие места заняли мурманчане Эдуард Бройтман и Евгений Захаров. В детском ски-джоринге призовые места заняли дети Евгения — Лиза и Егор Захаровы.
Вероятнее всего, в этом году в Мурманске не будет дан старт самым главным и самым протяженным соревнованиям каюров. Как отметил в разговоре с журналистом "Вечерки" один из организаторов гонки "Арктик Баренц Рейс" Алексей Мкртчян, запланированные на этот год состязания не удастся провести из-за отсутствия финансирования. Но есть надежда, что гонки состоятся в 2011-м.
Компьютер — хорошо, а собаки — лучше
Мурманчанин Эдуард Бройтман говорит, что завести собаку породы хаски он решил, когда ему надоело все свободное время проводить за компьютером. С ездовыми собаками дома не засидишься, а значит, и здоровый образ жизни обеспечен.
Кроме того, управление собачьей упряжкой — очень увлекательное занятие. В чем-то оно сродни искусству. Ведь без полного взаимопонимания между человеком и животным невозможно проехать даже десяток метров.
Найти себя в гонках на собачьих упряжках могут и подростки, которых "отсеяли" из других видов спорта как бесперспективных. Стать хорошими гонщиками могут и спортсмены, которые уже покинули большой спорт. Ведь такими гонками можно заниматься в любом возрасте. Когда "уходит" физическая форма, взамен ее приходит опыт. И в этом виде спорта многие выигрывают весьма серьезные соревнования в 40-45 лет именно благодаря хорошей дрессировке упряжки. Не редкость участие в марафонских гонках спортсменов в возрасте 50-60 лет, а иногда и старше.
Эдуард и Евгений сейчас ищут единомышленников. Они готовы делиться своим опытом по содержанию и дрессировке собак, заниматься с детьми. Ведь гонки на упряжках не только укрепляют здоровье ребят, но и воспитывают в них доброту, чуткость к окружающему миру. Но пока Евгений и Эдуард не знают, в каком направлении им двигаться. К сожалению, каких-либо объединений или федераций спортивных гонок на собачьих упряжках в нашей области нет.
Наталья ГРЕЧИНА.
Фото Андрея ПРОНИНА
и из архива Евгения Захарова.
#Спорт