Дочь пытается выгнать свою мать из квартиры

Вот уже несколько лет отпрыски создают невыносимую жизнь мурманчанке Елизавете Лебедевой — пожилой женщине, которой уже перевалило за 80. "Ценой вопроса" является трехкомнатная квартира в центре Мурманска, на Театральном бульваре. Как ни странно, ни милиция, ни прокуратура, ни чиновники до сих пор не могут спасти бабушку от издевательств со стороны родственников.
Елизавета Никитична около 40 лет своей жизни отдала медицине. В годы войны она работала операционной сестрой в мурманском эвакогоспитале, не только участвуя в сложнейших операциях, но и отдавая раненым свою кровь. Здесь же, в Заполярье, родились ее сын и дочь. Сын уже много лет живет на Дальнем Востоке. А вот дочь, живущая в одной квартире с родительницей, превратилась в ее злейшего врага. Началось все с того, что супруг дочери неожиданно скончался. Когда это произошло, Елизавета Лебедева, которая сама к тому времени овдовела, жила в кооперативной квартире в Ленинграде. Чтобы помочь дочери пережить потерю, она совершила родственный обмен ленинградской квартиры на жилье в Мурманске, причем владельцами питерских квадратных метров стали ее дочь с внучкой. А затем Елизавета Никитична переехала к родным в мурманскую муниципальную "трешку".
Казалось бы, осталось жить-поживать да добра наживать. Но в 2006 году отношения между ней и 57-летней дочерью дали трещину. Невзлюбила бабушку и внучка, которой сейчас уже 33 года. Родственницы переселили Елизавету Никитичну в маленькую комнатку. Видимо, чтобы та не мешала заниматься личной жизнью.
- А потом и вовсе заявили, что не дадут ей жить, — рассказывает Надежда Текина, руководитель мурманского отделения общероссийского общественного движения "За права человека", которая взяла Елизавету Лебедеву под свою опеку. — Мол, либо вешайся, либо отправляйся в дом престарелых. Совсем недавно мы приходили навестить ее и увидели, что в квартире около двери в ее комнату стоит радиоприемник, включенный на полную мощность. Видимо, это сделано специально — чтобы досаждать бабушке громким звуком. А ведь она инвалид второй группы, имеет вживленный кардиостимулятор… Около двух лет назад она была так избита, что ее с трудом откачали в областной больнице — даже пришлось менять неисправный кардиостимулятор. Когда мы приходим к ней, родственники обрушивают на нас шквал брани и специально выключают свет. Они неоднократно вызывали бригаду психиатрической помощи, чтобы представить мать психически больной. Нарочно выключают ее холодильник, чтобы в нем испортились продукты. Кстати, продукты приносят Елизавете Никитичне социальные работники — при живых и здоровых детях, проживающих с ней в одной квартире! И вся эта травля происходит на глазах ее 10-летней правнучки.
На помощь старшего сына женщина не рассчитывает, поскольку тот тоже тяжело болен и приехать не может. Буйное семейство находится под контролем милиции, о чем сказано в справке, имеющейся у Надежды Текиной. Тем не менее избиения продолжаются — пожилой женщине приходилось неоднократно обращаться в травмпункт и снимать побои. Прокуратура даже проводила по этому поводу проверку и пришла к выводу, что сотрудники милиции никак не пытаются ее защитить и должны быть привлечены к ответственности за бездействие.
Сегодня этот вопрос находится на контроле у губернатора Мурманской области Дмитрия Дмитриенко и начальника областного УВД Виталия Федотова. Однако пока вся помощь сводится к предложениям отправить Елизавету Лебедеву вне очереди в дом престарелых. Иначе говоря, к тому, чего так настойчиво добиваются агрессивные родственники.
- Я уже не знаю, что мне делать, — призналась нам сама Елизавета Никитична. — Они даже пытаются помешать мне готовить еду: как только видят, что я собираюсь это делать, тут же занимают плиту. Жить стало просто невыносимо…
Кстати, сейчас дочь, внучка и правнучка довольно неплохо живут за счет сдачи в аренду квартиры в Петербурге. А бабушка мечтает уехать от детей куда угодно, даже в комнату в коммуналке где-нибудь на окраине города. Казалось бы, самый логичный выход — принудительно переселить родственничков в Петербург. Но…
- Мы обращались в суд с этим требованием, — добавляет Надежда Текина. — Однако оно удовлетворено не было. Такое решение суд мотивировал тем, что "нет доказательств создания невыносимых условий проживания", несмотря на статью в одной из газет, справки о побоях и данные прокурорской проверки.
К слову, надзорные органы тоже не проявляют особой активности. Прокуратура не спешит составлять и направлять в суд иск о защите прав унижаемой женщины. Объясняется это бездействие просто: оказывается, Елизавета Лебедева не представила факты, доказывающие, что она не может самостоятельно представлять свои интересы в суде. Хотя правозащитники направляли в прокуратуру справку об ее инвалидности и сведения о возрасте. Кстати, об ее способности самостоятельно защищать себя в судах красноречивее всего говорит один случай. На 8 мая 2009 года было назначено очередное судебное заседание, на которое обязали явиться Елизавету Никитичну. Ее жалобы на плохое самочувствие были проигнорированы. В итоге женщину доставили в суд транспортом службы судебных приставов около семи утра, при том что заседание должно было начаться в 11.00. Еще до начала процесса ей стало плохо, пришлось вызывать “Скорую помощь”... Увы, судя по всему, этот факт для прокуратуры роли не играет.
Еще один предполагаемый выход из ситуации — размен квартиры. Но для этого необходимо согласие собственника жилья, которым является муниципалитет. Недавно по этому поводу было направлено обращение главе администрации Мурманска Сергею Субботину. Помощь городских властей крайне необходима. По сути дела, это вопрос жизни и смерти для женщины-ветерана, для которой родственники оказались опаснее, чем фашистские бомбежки.
Алексей МИХАЙЛОВ.
Фото Андрея ПРОНИНА.
#Выбор редакции