Заполярная милиция прячет свидетелей на съемных квартирах

Благодаря правдивым и четким показаниям свидетеля не смог избежать заключения один из заполярных наркоторговцев. Но добиться, чтобы этот свидетель выступил в суде, правоохранительным органам было непросто. Его пришлось увезти в другой город — подальше от друзей преступника, которые пытались заставить мужчину отказаться от своих слов.
За угрозу — под суд
Извечный страх свидетеля перед обвиняемым становится причиной развала многих, казалось бы, "железобетонных" уголовных дел. Почти 95 процентов из них основаны именно на свидетельских показаниях. И если свидетели в суде отказываются от своих прежних слов, убийцы, насильники или воры могут получить вместо реального срока заключения условный, а то и вовсе быть оправданными. Чтобы такого не произошло, свидетель во время судебного процесса должен чувствовать себя в безопасности.
В ноябре 2008 года в УВД по Мурманской области создан Центр по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (ЦОГЗ). Эффект не заставил себя ждать. Например, благодаря показаниям защищаемого свидетеля М. в одном из городов Мурманской области был осужден гражданин, который долгое время поставлял в регион крупные партии наркотиков из Санкт-Петербурга. Во время следствия в адрес М. сыпались угрозы со стороны оставшихся на свободе "соратников" наркоторговца по криминальному бизнесу. К счастью, свидетель оказался не из трусливых. Он обратился к следователю с заявлением об угрозах. Сотрудники ЦОГЗ временно перевезли его на съемную квартиру в другой город.Правда, злоумышленники не сразу оставили мысль устранить свидетеля. Они попытались его похитить, но из этого ничего не вышло. В итоге наркоторговец получил шесть лет колонии строгого режима.
А вот другой случай. Гражданина Б. избили и ограбили. Обвиняемого по этому уголовному делу взяли под стражу. Но тот все же нашел возможность связаться со своими приятелями. Трое из них несколько раз приходили к потерпевшему домой, угрожали ему расправой. Сотрудники центра нашли злоумышленников, в отношении которых возбудили дело по статье 309 Уголовного кодекса (принуждение потерпевшего к даче ложных показаний либо к уклонению от дачи показаний, соединенное с шантажом, угрозой убийством, причинением вреда здоровью). Сейчас все трое находятся в СИЗО. Остальные приятели отказались от идеи помогать своему неудачливому другу, а потерпевший без опасений участвует в расследовании.
Квартира на халяву
- За прошедшие полгода нашей защитой воспользовались 17 человек, — рассказывает начальник ЦОГЗ Юрий Осовик. — Это свидетели, потерпевшие, а также обвиняемые вместе с их близкими родственниками. Чаще всего мы временно селим их в безопасном месте — как правило, на съемной квартире. Есть и другие методы защиты. Например, мы несколько раз предоставляли участникам процессов личную охрану. Выдавали и электрошокеры. К счастью, применять их никому не довелось. Одному малообеспеченному свидетелю выдали мобильный телефон в качестве средства оповещения об опасности. Приходилось охранять жилища и имущество — в нескольких квартирах устанавливали сигнализацию и видеонаблюдение. Есть возможность временно изменить внешность свидетеля с помощью косметики, накладных бороды, усов, парика и прочих средств. Правда, это нам пока не приходилось делать.
Почти все, кто обращался за защитой, ее получили. Отказано было лишь дважды: в одном случае человеку грозила опасность, не связанная с судопроизводством, а в другом случае предполагаемая угроза была сильно преувеличена.
Не обошлось и без курьезов. Законодательство предусматривает в особых случаях окончательный переезд свидетеля на новое место жительства. При этом гражданину за счет государства должно быть куплено жилье. Один предприимчивый северянин, участвовавший в уголовном процессе, решил этим воспользоваться, чтобы уладить свой квартирный вопрос. Он сообщил следователю, что ему угрожают, и попросил в качестве меры защиты купить ему жилье и поменять документы. Но проверка показала, что таким методом он попросту пытался скрыться от судебных приставов.
Не стоит бояться
В обязанности сотрудников центра входит защита не только свидетелей, но и прокуроров, судей, работников контролирующих органов. Одному работнику прокуратуры, которому угрожали преступники, даже выдали оружие. К счастью, воспользоваться им необходимости не возникло.
И все-таки неужели преступники не могут вычислить, куда перевезли свидетеля? Ведь из временного жилища человека все равно придется привозить в суд или к следователю.
- Как правило, проследить за свидетелем невозможно, — ответил Юрий Осовик. — Его новый адрес знают очень немногие. И перед тем как участника процесса куда-то везти, проводится целый комплекс мер, чтобы, во-первых, скрыть его место жительства, а во-вторых, избежать слежки. Хотя получить такую информацию преступники иногда пытаются, как правило, через родственников свидетеля. Но мы в этом случае для подстраховки быстро перемещаем его в другое место.
К сожалению, о существовании ЦОГЗ в Мурманской области мало кто знает. Тогда как давление на потерпевших и свидетелей в ходе расследования оказывается очень часто — при рассмотрении практически каждого второго уголовного дела. Поэтому обращений о защите поступает ничтожно мало. Юрий Осовик подчеркнул: любой участник процесса, который опасается за свою жизнь и безопасность, вправе попросить защиты. На федеральном уровне действует программа защиты свидетелей, на финансирование которой выделено около 900 миллионов рублей. За первую половину 2009 года заполярные милиционеры направили заявки на сумму примерно в 320 тысяч рублей. Отказов не было.
Мести преступников за правдивые показания не стоит бояться. Об угрозах достаточно сообщить следователю, расследующему конкретное уголовное дело, или судье. Более подробно о программе защиты свидетелей можно узнать в самом Центре по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Его адрес: проспект Ленина, 8. Телефоны: 25-73-17 (факс), 40-69-20.
К теме
Суд за крепостной стеной
На этой неделе министр юстиции Российской Федерации Александр Коновалов выступил с неожиданным заявлением. Специально для процессов, на которых слушаются дела против крупных криминальных группировок, он предложил создать своего рода суды-крепости. По мнению главы Минюста, это могут быть специальные центры, где во время процесса судьи и свидетели будут находиться под круглосуточной охраной и, возможно, даже жить. Планируется, что такие "крепости" правосудия будут располагаться в центрах федеральных округов или, наоборот, в нескольких небольших городах, где легче обеспечить безопасность. Кроме того, Александр Коновалов считает, что необходимо расширить полномочия гособвинителей. Одной из их задач станет определение круга лиц, нуждающихся в государственной защите, в том числе — в новом имени, новой квартире или даже в новой внешности. А обеспечивать безопасность ценных свидетелей на таких процессах помимо уже действующих структур должны еще и судебные приставы. Им может быть поручена охрана участников процесса за пределами суда.
Алексей МИХАЙЛОВ.
Коллаж Татьяны ЧЕРЕДЕЕВОЙ.
#Криминал