Откровенный разговор с главой города

Мэр вашему дому. Именно такое шутливое пожелание звучит в адрес городов, где совсем недавно отгремели муниципальные выборы и появились новые градоначальники. Мэр Мурманска Сергей Субботин возглавляет областной центр чуть более четырех месяцев. По всем меркам срок небольшой, однако Мурманск уже успел оценить первые шаги новой команды. Это и безапелляционные заявления главы города в адрес нерадивых управляющих компаний, и долгожданное начало строительства социального жилья, и новые подходы к решению экономических задач. Будут ли снижены тарифы на услуги ЖКХ? Поддержит ли новая администрация малый бизнес? Удастся ли навести порядок на транспортном рынке города? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью Сергея Субботина, которое он дал "Вечернему Мурманску".
Власть и бизнес
- Сергей Алексеевич, вопрос отношения власти и бизнеса во все времена считался краеугольным. Как в вашем понимании должны сложиться эти отношения? Намерена ли городская власть поддерживать малый бизнес? И не пора ли прекратить "раздачу слонов" среди своих?
- У власти на муниципальном уровне, в отличие от федерального и регионального, практически нет полномочий, которые можно было бы использовать для оказания реальной поддержки малому бизнесу. Исключение составляют арендная плата за землю (в доле, поступающей в местный бюджет) и за муниципальные помещения. В расходах малых предприятий эти платежи относительно невелики. Но если конкретное предприятие осуществляет социально значимую деятельность (перечень таковых закреплен нормативно), оно может обратиться в городскую власть с просьбой о снижении ставки арендной платы (порядок также установлен нормативно). Читайте нормативные документы, господа предприниматели! Практика предоставления льгот по аренде может быть весьма широка, но инициатива должна исходить от вас.
Кроме того, поддержкой местных малых производств может быть размещение на них муниципального заказа. Я уже дал команду городским службам в приоритетном порядке ориентироваться на приобретение товаров (работ, услуг) у местных производителей (естественно, при условии соблюдения известного 94-го ФЗ). У меня практически ежедневно проходят встречи с руководителями местных предприятий, которые производят то, что может быть востребовано в городе, начиная от урн, уличных скамеек, заборов, канализационных люков, бордюрного камня и т. п. и заканчивая программным обеспечением для муниципальных нужд. Пошивочные изделия для медицинских учреждений, например, производит наше мурманское предприятие, где работают слабослышащие люди. Именно такой местный бизнес я считаю тем самым "своим", которому хотелось бы "раздавать слонов", если я верно понял вопрос.
Не всякое малое предприятие заслуживает поддержки. Например, на так называемом “ларечном пространстве” сейчас мы начали активный процесс замещения частников муниципальными предприятиями. Большинство частников работают полулегально, без кассовых аппаратов, платят мизерную зарплату своим продавцам, торгуют в антисанитарных условиях и по завышенным ценам. Муниципальная же торговля абсолютно легальна, прозрачна, не направлена на извлечение прибыли и потому выгодна горожанам и городу. А ведь МУПы тоже можно называть малым бизнесом. Впрочем, как и товарищества собственников жилья. Кстати, только с позиций ТСЖ можно снизить плату за жилищные услуги, да еще при этом и рабочие места создать. Несколько дней назад начало работать специальное подразделение в ММУП "Центр информации населения", на базе которого будет создан своего рода инкубатор ТСЖ. Бесплатные консультации, бухгалтерское и юридическое обслуживание, подготовка документов — вот реальная помощь от мэрии этому малому бизнесу.
Уже создан и общественный консультативный совет при мэре. Это совещательный орган, призванный давать подсказки главе города и выражать мнение общественности. Авторитетный представитель малого бизнеса обязательно войдет в него. Предлагайте кандидата!
Паразиты и их пособники

- Иногда звучат высказывания, что сегодня мэрия то и дело пытается "засунуть свой нос" в чужой карман. А почему бы не перенять опыт других городов, где администрации способствуют частной инициативе и малому предпринимательству, соблюдая принцип невмешательства, но в то же время контролируя социальную ответственность бизнеса перед гражданами?
- Если речь идет о "чужом кармане" предпринимателей, которые паразитируют на муниципальном имуществе, то, пожалуй, можно согласиться. Брать в аренду муниципальную недвижимость, чтобы сдавать ее в субаренду по более высокой цене — это паразитирование. Брать кинофильмы для показа в мурманских кинотеатрах не напрямую у прокатчиков, а у фирм-посредников и терять на этом городские доходы — это пособничество паразитам. Про муниципальные рынки пока помолчу — ими занимаются правоохранительные органы. А вот про ларьки скажу. Добрая половина из них установлена с грубейшими нарушениями. Мало того, почему-то МУП "КШП" (комбинат школьного питания) вместо того, чтобы готовить это школьное питание и кормить детей, занимался тем, что сдавал десятки закрепленных за ним земельных участков под установку частных ларьков. Сейчас мы их убираем и ставим свои муниципальные. В них установлены кассовые аппараты, работают наши мурманские продавцы — штатные сотрудники МУПа. Как вы заметили, мы не вмешиваемся в дела частного бизнеса, а отстаиваем интересы города в сфере муниципальной экономики, где присосались паразиты, от чего хиреет городская казна.
С произволом управляющих компаний пора кончать!
- С момента вашего избрания на должность мэра много говорится об оздоровлении в сфере ЖКХ, но реального улучшения по ремонту и содержанию многоквартирных домов как не было, так и нет. Упразднены ли неэффективные управляющие компании? Какая альтернатива им создана?
- Работа ЖКХ — это работа управляющих компаний (УК) за деньги, которые им платят собственники жилья (в том числе граждане, муниципалитет и прочие владельцы квартир и домов). "Упразднить" их никак нельзя, как нельзя упразднить любое другое частное предприятие. Но можно отказаться от услуг какой-то УК и заключить договор с другой. Вот только сделать это можно лишь в законном порядке большинством голосов собственников квартир в конкретном доме.
Жилищные услуги (уборка, ремонт домов, вывоз мусора, содержание придомовой территории и т. д.) управляющие компании оказывают самостоятельно или нанимают для этого подрядные организации. Среди подрядчиков в основном бывшие ЖЭУ, которые после приватизации тоже стали частными предприятиями. Коммунальные услуги (тепло-, водо-, газо- и электрообеспечение, а также содержание и ремонт соответствующих подводящих сетей) оказывают так называемые ресурсоснабжающие организации (РСО).
Стоимость жилищных услуг рассчитывается по нормативам (это сегодня делают сами УК) и согласовывается жильцами (собственниками) при заключении договоров с выбранными ими управляющими компаниями. А вот стоимость коммунальных услуг от собственников и управляющих компаний не зависит — это предмет тарифного регулирования (единственный способ снизить стоимость коммунальных услуг — установка счетчиков и снижение энергопотерь).
С учетом сказанного работа мэрии в сфере ЖКХ сейчас направлена главным образом на создание механизмов жесткого контроля за деятельностью управляющих компаний. Недавно, после утверждения горсоветом новой структуры мэрии, мы создали специальное подразделение (три человека), которое действует от имени муниципалитета как основного собственника, готовит собрания жильцов, разрабатывает и рекомендует гражданам наиболее выгодные и безопасные для них договоры с УК, проверяет вместе с другими подразделениями мэрии расчеты стоимости и объемов жилищных услуг по каждому дому. Таким способом мэрия берет под защиту всех граждан, не оставляя их наедине с управляющими компаниями. Если граждане будут действовать так, как рекомендует им через своих представителей мэрия, произвол УК очень скоро закончится. Для этого потребуется примерно полгода-год — за этот срок наши специалисты смогут подготовить и провести собрания собственников жилья во всех проблемных жилых домах города (всего в Мурманске приблизительно 2600 многоквартирных домов).
Наши условия — честные правила игры

- Другими словами, у мурманчан есть надежда, что расценки управляющих компаний снизятся, а качество предоставляемых услуг вырастет?
- В последние месяц-два в Мурманске появились признаки жесткой конкуренции управляющих компаний. Возникли несколько новых УК. Правда, иногда эта конкуренция выглядит весьма недобросовестной. Тем не менее это хороший, обнадеживающий признак. Если будет конкуренция между УК, у жильцов-собственников появится выбор, а значит, управляющие компании станут бороться за клиентов, будут снижать цены и повышать качество своей работы.
Кроме того, буквально сейчас идут очень тяжелые (по понятной причине) переговоры мэрии с УК и РСО, направленные на то, чтобы платежи жильцов за жилищно-коммунальные услуги поступали на счета муниципального расчетного центра (МРИВЦ), а не на счета УК. Пока что управляющие компании, получая платежи от жильцов, оказывают им услуги ненадлежащего качества и не в полном объеме. Если мы добьемся нового порядка расчетов, он станет гарантией честной работы УК. И, что особо важно, он позволит незамедлительно и в полном объеме перечислять ресурсоснабжающим организациям "тепловые" деньги, которые пока входят в общую сумму квартплаты по квитанциям. УК, получая их, задерживают платежи в пользу РСО.
Винить будет некого
- Многие управляющие компании винят в своих бедах так называемый балласт — старый жилой фонд. С этим что делать?
- Скоро винить будет некого. Мы готовы сделать, пожалуй, самый радикальный шаг в этом направлении. Суть его в следующем. Сегодня все УК оправдывают свои недоработки одним аргументом: дескать, с хороших многоквартирных домов они собирают больше денег, чем тратят на их содержание, потому что разница идет на содержание плохих "деревяшек" и "хрущевок". Более того, там, в плохих домах, дескать, некоторые жильцы вообще не платят за квартиры.
Вот такое они делают "перераспределение"! А чем же виноваты жильцы новых домов, которые переплачивают?! И чем виноваты добросовестные жильцы старых домов, на содержание которых, может быть, действительно требуется больше средств?! Причем именно "может быть", а может, и нет. Для устранения этой несправедливости мэрия намерена создать собственную управляющую компанию в виде муниципального учреждения, которая возьмет на обслуживание (естественно, по конкурсу) все без исключения старые и ветхие дома в городе (таких в Мурманске приблизительно 300). Тем более в этих домах доля собственности муниципалитета гораздо больше, чем в новых. Проблемное, ветхое, аварийное жилье в городе — это забота в первую очередь самого муниципалитета. Поэтому муниципалитет сам и должен всемерно заботиться о содержании (и расселении) этих домов, а не спихивать эту проблему на управляющие компании и на собственников относительно нового жилья.
Забирая проблемные дома в свое обслуживание, мы лишим управляющие компании их отговорки по поводу того, что ветхий фонд съедает все собираемые деньги. Более того, я уверен, что наше учреждение, работая на этом ветхом фонде, еще и покажет пример другим УК, как надо работать.
Создание такого муниципального учреждения невозможно без согласия городского Совета. Поэтому я уже разговаривал с несколькими депутатами. Все соглашаются, что это будет и по закону, и по совести. Если так, то в сентябре — октябре Совет, надеюсь, поддержит предложение мэрии. Все необходимые расчеты и обоснования уже подготовлены и будут представлены в горсовет в августе.
Кто отвечает за коммунальные услуги?
- Так удастся ли усмирить аппетиты "коммуналки"?
- Начнем с того, что у города нет своих ресурсоснабжающих организаций (РСО), за исключением горэлектросети и двух очень маленьких котельных в Дровяном и в рыбном порту. Тепло горожанам предоставляют областное предприятие "ТЭКОС" и Мурманская ТЭЦ, принадлежащая частно-государственной компании "ТГК-1". Водоснабжение осуществляет областное предприятие "Мурманскводоканал". Газоснабжение обеспечивает ОАО "Мурманоблгаз", в котором у муниципалитета всего 8 процентов акций.
Поэтому все действия по снижению стоимости коммунальных услуг и сокращению потерь мы проводим во взаимодействии с областной властью и под ее руководством. Речь идет в первую очередь об участии мэрии в установке счетчиков тепла и приборов регулирования. Для этого требуется решить несколько трудных вопросов юридического свойства, чем и занимаемся сейчас вместе с областным правительством. Вся работа займет один-два года. А вот сокращение потерь тепла в жилых домах — это дело управляющих компаний и собственников жилья, поскольку для этого надо утеплять подъезды, менять бойлеры, окна, радиаторы, заделывать швы, приводить в порядок коммуникации в подвалах и т. д. Причем это и нужно, и можно при желании сделать в короткий срок — до наступления отопительного сезона.
Особое значение для города имеет судьба горэлектросети. Мы предотвратили увод ее из городской собственности, что предполагалось сделать по схеме, аналогичной той, что была проведена с гостиницей "Арктика" — путем внесения в уставный фонд некоего ОАО с последующим "размытием" доли муниципалитета. Теперь стоит задача более сложная — провести энергоаудит, выявить несанкционированные подключения, сократить по мере возможности потери, изыскать (или создать) свободные мощности, необходимые для строительства новых объектов в городе, и т. д. Здесь мы нашли полную поддержку со стороны губернатора Дмитрия Владимировича Дмитриенко.
- И все-таки с какого именно числа ожидать изменений в квитанциях об оплате жилищно-коммунальных услуг в сторону уменьшения, которое вы озвучили в своей предвыборной кампании? Произойдут ли они? Если да, то не будет ли это одноразовой акцией?
- В той части, в которой мэрия реально способна влиять на их стоимость, изменения могут наступить после перезаключения собственниками договоров с управляющими компаниями, то есть в течение года — полутора лет. Для понимания механизма возможного снижения квартплаты предлагаю вам еще раз очень внимательно прочитать мой ответ на предыдущий вопрос.
Беседовал
Евгений КРУГЛЫХИН.
Продолжение интервью читайте в следующем номере.
#Выбор редакции