
Плох тот спецназовец, который не мечтает о краповом берете. Десять лет назад несколько бойцов отдела "Айсберг" регионального Управления исполнения наказаний уже доказали, что они имеют право на высший знак доблести элиты российских силовиков. Потом началась чеченская кампания, и спецназовцам было не до условных боевых задач, хватало реальных. Но вот снова семеро из них решили пройти серьезные испытания, чтобы получить заветные краповые береты…
Можешь все
Сотрудники "Айсберга" построились на плацу своей базы. Претенденты на краповые береты в касках, бронежилетах и с автоматами встали отдельно. Вес всей амуниции — около двадцати килограммов. С этим немалым грузом кандидатам придется штурмовать высотное здание, выполнить многокилометровый марш-бросок, пройти полосу препятствий и стрелять по мишеням. Выражение решительности на лицах потенциальных "краповиков" особенно подчеркивала черно-зеленая маскировочная раскраска.
- Мазаться, конечно, не обязательно, — объяснил журналистам заместитель командира "Айсберга" и обладатель крапового берета Павел Деревянных. — Но краска, как плащ Бэтмэна, позволяет остаться неузнанным и чувствовать себя непобедимым.
- А что дает спецназовцам краповый берет? — поинтересовались у него журналисты.
- На зарплате это не отражается. Но ведь есть вещи более важные — гордость за себя и свое подразделение. Пройдя испытания, чувствуешь, что ты все можешь.
Первый этап — недостроенный дом на улице Маяковского. Бойцы должны были спуститься по тросу с четвертого этажа и выстрелить в окно на третьем этаже из автомата. Окно на втором этаже закрывал деревянный щит, который изображал стекло. Спецназовцам предстояло выбить его ногой, бросить туда гранату и дальше спускаться по тросу вниз. Чтобы не пугать мирных граждан, живущих в соседних домах, оружие и боеприпасы использовали "понарошку". После "высотки" отсеялся один кандидат, потерявший в процессе спуска магазин от автомата.
Марш-бросок с вывертами
На Серебрянской автодороге пробка. Водители высовываются из машин, пытаясь лучше рассмотреть спецназовцев, бегущих в противогазах. Вместе с подчиненными марш-бросок совершают командиры, уже заслужившие краповые береты. Условия испытаний меняются через каждые несколько километров. На пятом километре бойцы снимают противогазы и 25 раз отжимаются. Следующие 50 метров они преодолевают в положении полуприседа. Справляются не все. Кто-то пытается использовать в качестве противовеса "Калашников", другие периодически падают на колени, но снова встают и продолжают путь.
- Вперед, спецура! На зубах ползем! — срывают голос командиры.
Не выдерживает этой части марш-броска еще один боец. Сильное головокружение выбивает его из борьбы.
Оставшиеся пять претендентов форсируют небольшую речушку с заболоченными берегами. Водное пространство нужно преодолеть, держась за трос. На первый взгляд ничего сложного здесь нет. Но тяжелая амуниция и автоматные очереди (на этот раз настоящие) над головами бойцов делают испытание не таким простым. В результате претендентов становится меньше еще на одного человека.
До полигона, где должны состояться три завершающих испытания, четверо кандидатов добираются по лесной дороге. Сто метров им приходится ползти по-пластунски. "Краповики" подчиненным расслабиться не дают. Чуть приподнялся выше положенного над землей, рискуешь ощутить на спине тяжелую ногу старшего по званию.
Поединок с командирами

На полосе препятствий все взрывается, взлетает и горит. Дым от шашек разъедает глаза, а заряды сигнальных ракет пугают неожиданными резкими звуками. Это только фон для преодоления препятствий. Полоса включает в себя множество элементов — от конструкций с низко натянутой колючей проволокой до ямы, полной подожженных автопокрышек. И то, и другое бойцам желательно преодолеть без особого ущерба для здоровья. Хватает здесь и различных строений, на которые не только нужно забраться самому, но и помочь сделать то же самое товарищу.
Полосу препятствий бойцы преодолевают парами. Одна из них сходит с дистанции почти сразу.
- Оказалось, что у нас недостаточно натренированные запястья, — объясняют позже отсеявшиеся спецназовцы. — А когда висишь на отвесном канате вниз головой, на них приходится основная нагрузка.
Оставшиеся два бойца отправляются стрелять по мишеням. После чего им приходится выдержать двенадцатиминутный рукопашный бой в три раунда со своими сослуживцами. Причем в одном из раундов кандидатам приходится драться с командирами. Бойцы стараются как могут, и старшим по званию приходится периодически лежать на лопатках.
Лучших — двое
- Ох и разозлился я сначала по-настоящему. Смотри какой, прыгает и валит меня на землю, — делится впечатлением о бое оперуполномоченный штурмового отделения Андрей Покровский. — Но потом взял себя в руки. Вспомнил, как сам на краповый берет сдавал.
Оба кандидата успешно справляются с противниками. Финиш. На поляне, где происходил бой, царит радостная неразбериха. Спецназовцы обнимаются и качают на руках новоиспеченных "краповиков". Затем наступает долгожданный момент — заместитель начальника управления Сергей Саблин вручает двум бойцам краповые береты.
- Я тренировался десять лет, чтобы сегодня стать одним из лучших. Крапового берета заслуживает лишь тот, кто не щадит себя и не боится трудностей, — признается 37-летний Виктор.
А бойцы, оставшиеся без высшего знака доблести российского спецназа в этот раз, попробуют проявить себя в следующем году.
Ирина ТВЕРИТИНОВА.
Фото Екатерины АНДРЕЕВОЙ.
#Выбор редакции