Вечером праздничного дня 9 мая сотрудники МЧС сняли с крыши электропоезда пятнадцатилетнюю мурманчанку. Девушка, получив страшные ожоги, только чудом осталась жива. Этот случай — далеко не первое ЧП с подростками на железной дороге.
Родилась в рубашке
В сентябре 2008 года пассажиры электрички Крюково — Москва, выйдя на перрон, заметили на крыше вагона бесформенную тлеющую массу. Они предположили, что там горит какая-то ветошь, и подняли тревогу. Но когда блюстители порядка поднялись на крышу, то увидели там обуглившиеся тела двух подростков.
Оказалось, что мальчишки — одному тринадцать лет, другому четырнадцать — в поисках приключений забрались на крышу пригородного поезда, где их поразил мощнейший электрический разряд. Вскоре после этой трагедии еще шестеро ребят решили испытать острые ощущения на крыше электрички. Трое из них погибли, трое получили тяжелейшие увечья. Только в Москве в 2008 году произошло 20 подобных ЧП со смертельным исходом.На фоне этих страшных трагедий можно сказать, что девушке-мурманчанке, которую непонятно каким ветром занесло на крышу электропоезда, еще повезло. Она получила страшные ожоги, но жива! Если учесть, что на крыше электропоездов напряжение может достигать 27,5 тысячи вольт, это действительно кажется чудом.
- Девушка не иначе как в рубашке родилась, — говорит старший инспектор отдела по делам несовершеннолетних Мурманского линейного отдела внутренних дел на транспорте Александр Углов. — По счастливой случайности в тот момент, когда она оказалась на крыше, по соседней ветке шел локомотив. И весь ток ушел туда, а ее ударило лишь маленьким "остаточком". Если бы не тот локомотив, девочка бы просто сгорела...
- Судя по публикациям в прессе, получение увечий и даже гибель на крышах электропоездов — явление достаточно распространенное. Человек погибает, когда неосторожно коснется линии электропередачи или какого-то контактного провода?
- Конечно, при случайном соприкосновении с рамой токоприемника человек гарантированно получит смертельный разряд. Но он его может получить и ни до чего не дотрагиваясь: ведь там существует так называемое шаговое напряжение. Не буду вдаваться в технические тонкости, скажу лишь, что человека, находящегося на крыше электропоезда, может в любой момент ударить проскочившая электрическая дуга. Не просто ударить — убить.
- Думаю, и подростки, любители экстремальных ощущений, не всегда догадываются о смертельной опасности. Разговоры и лекции на тему "Что такое хорошо и что такое плохо" в этом возрасте мало убеждают. Может быть, следует прибегнуть к наглядности? Пусть она будет шокирующей, пугающей, но, возможно, увидев фото пострадавших ровесников, кто-то в следующий раз выберет для игр другое место?
- Я хожу по школам, беседую с учениками. И идея показать страшную правду, чем кончаются детские шалости, у меня была. Но вот директора школ, к которым я обратился, ее не поддержали. Говорят, что шокирующие фото травмируют детскую психику. Да и вообще, выглядят неэстетично…
Ну конечно. А если малолетний любитель экстремальной езды получит увечье, это будет весьма и весьма эстетично. И самое главное, психика ребенка при этом ничуть не пострадает. Логика более чем странная.
Зона повышенной опасности
Кстати, случай в День Победы — уже второе в этом году ЧП в Мурманске с несовершеннолетними на железной дороге. В феврале тяжело пострадал мальчик: он катался на цистерне и попал под колеса. Остался без обеих ног: одну ему оторвало, а вторую размозжило так, что пришлось ампутировать.
Но самое травмоопасное время, по свидетельству сотрудников транспортной милиции, — июль. Каникулы, хорошая погода плюс родительский недосмотр — и в результате изнывающая от безделья ребятня придумывает себе все новые опасные развлечения. А значит, будут беспрестанные рейды по предупреждению правонарушений и детского травматизма. На малолетних правонарушителей будут составляться протоколы, которые затем отправят в комиссии по делам несовершеннолетних. В таких случаях родители привлекаются к административной ответственности за отсутствие надлежащего внимания и воспитания. Сведения о каждом таком происшествии передаются и руководителям учебных заведений. Но, как показывает горький опыт, этих мер для обеспечения безопасности крайне недостаточно.
- По каждому несчастному случаю составляется акт, где подробно фиксируются все детали происшествия, описываются действия свидетелей, обязательно указывается и причина несчастного случая, — поясняет пресс-секретарь Мурманского отделения ОЖД — филиала ОАО "РЖД" Василий Рябков. — Практически всегда причина одна и та же — личная неосторожность пострадавшего.
Но, конечно же, особый упор делается на предупреждение подобных трагедий. Только в минувшем году на всех потенциально опасных объектах Мурманского отделения были размещены предупреждающие знаки на общую сумму 175000 рублей. В первую очередь предупредительные плакаты устанавливались там, где уже происходили несчастные случаи, а также в местах возможного несанкционированного перехода путей. И это не только простые объявления в стиле "Не ходите по путям", но и довольно необычные, привлекающие внимание и надолго запоминающиеся плакаты. Например, в черте Мурманска у знака "1446 км" установлен плакат с таким текстом: "Переходя пути в этом месте, погибло 9 человек. Не стань десятым!".
Особо опасные участки и объекты ограждаются, постоянно контролируется исправность всех технических средств, уровень освещенности потенциально опасных объектов. Принимаемые железнодорожниками меры дают свои результаты. Для сравнения: если в 2007 году у нас было 24 несчастных случая с посторонними гражданами, то в этом году — только три. В двух случаях, как уже говорилось, пострадали подростки.
Третий закончился летальным исходом для взрослого мужчины: он шел по путям, не обращая внимания на предупредительные сигналы локомотива. Машинист применил экстренное торможение, но избежать столкновения не удалось — ударом мужчина был откинут на два метра в сторону от пути, получил тяжелейшие травмы и скончался в больнице… Так что любых превентивных мер будет недостаточно, если сами люди не будут проявлять элементарную осторожность и заботиться о личной безопасности.
Начать с себя
То, что железная дорога является зоной повышенной опасности, общеизвестно. Как общеизвестно и то, что детей как магнитом тянет в самые опасные места. Что можно сделать, чтобы нынешние летние каникулы не омрачились трагическими происшествиями?
- Это сложный вопрос, — признает Василий Рябков. — Потенциально опасные для детей объекты, такие, как, например, стройки, можно оградить. Но обнести забором или закопать в тоннель тысячи километров железнодорожных путей невозможно. Единственный выход — менять наше отношение к этому вопросу. Скажем, никому не придет в голову отправить детей поиграть на завод, попрыгать через станки и плавильные котлы. Железная дорога — такое же опасное производство. Но почему-то слова ребенка "Я пойду поиграю на станции" некоторыми родителями не воспринимаются как сигнал тревоги.
Да что за примером далеко ходить, иные журналисты в ходе съемок на железнодорожных путях ведут себя как потенциальные жертвы несчастного случая: встают на путях практически вплотную к проходящему поезду, не обращают внимания на предупреждения. Начинать надо с себя. Со своей стороны железнодорожники принимают все необходимые меры для предотвращения несчастных случаев. На это тратятся огромные средства. Но если человек сам лезет под поезд? Этические нормы не позволяют организовать круглосуточный показ по телевидению того, как ужасно выглядят последствия таких нарушений… Хотя кого-то и это не остановит.
Вместо послесловия
Предупреждающие плакаты, рейды, воспитательные беседы — дело нужное, кто бы спорил. Но если уж сравнивать железную дорогу с опасным производством, то нельзя упускать из виду важной детали: на тот же завод подросток просто так не попадет. Тогда как по железнодорожным путям может разгуливать кто угодно и когда угодно, было бы желание. Почему зона повышенной опасности оказывается и зоной легкого доступа? Скажем, еще на подъезде к Санкт-Петербургу первое, что мы видим из окна вагона, — длинный забор, загораживающий железнодорожные пути от желающих по ним прогуляться. Так что не стоит "закапывать в тоннель многие тысячи путей" — достаточно поставить ограждение хотя бы со стороны жилого массива в черте города. Хотя бы сеточное!
- Помнится, это собирались сделать еще в 2002 году, — вспоминает Александр Углов. — Руководство Октябрьской железной дороги обещало. Но, как видите, никаких конкретных шагов так и не предпринято.
И все-таки хочется надеяться, что руководство Мурманского отделения РЖД, правоохранительные органы, госчиновники всеобщими усилиями найдут возможность сделать территорию областного центра, по которой осуществляются железнодорожные перевозки, недоступной для юных мурманчан. Потому что резюмирование в духе "сам виноват, так тебе и надо" в случае увечья или гибели детей — это не аргумент.
Ирина МАКСИМОВА.
#Выбор редакции