- Скажи, крестная, почему раньше летом саамы целыми семьями на островах жили? Почему сейчас этого нет? – спросила я.
- Раньше в селе жили только зимой. Летом каждый род свой удел имел. Люди открыто жили, не то, что теперь. Нынче запреты на все. А что делать на острове, коль рыбу ловить нельзя? Чем питаться станешь? Вот власти и отбили у людей охоту на островах жить.
Раньше по озеру только на веслах ходили, моторов не было. С Вороньей реки на Ловозеро идут — несколько остановок делают. На водомере остановятся, на Семен-остров идут. На Салме постоят, с рыбаками тамошними чай попьют, уху, рыбу покушают, отдохнут и на последний Спасательный остров заходят. Всеми новостями поделятся, тогда в Ловозеро придут. Обратно так же идут.
Какая лодка ни плывет — каждой люди рады. Они на островах, почитай, все лето живут, поговорить хотят, все новости узнать, свои истории рассказать. А теперь что получается? На моторах меж друг дружки промчатся — даже в лицо не взглянут. В леса стали уходить, прятаться. На своей земле по-воровски живем, по-воровски сети ставим, рыбу ловим — все по-воровски… Это оттого, что земля и вода перестали быть нам кормилицами. Оттого и люди злее, завистливее. Совсем саамы потерялись среди людей. Раньше в весеннем лесу яйца птичьи искали, теперь среди чужих людей сородичей ищем… Вот жизнь какой стала. Люди — они что грибы. Только не все грибы ты в свою корзину кладешь. Хороший — к себе, поганку выкинешь или стороной обойдешь. Так и с людьми. Хоть саам ты, хоть русский…
Нас родители учили: "Семь раз головой подумай, что язык твой вытолкнуть хочет. От хороших слов глаза блестят, сердце поет. От злых, грубых брови сходятся. Тяжелое слово человека убить может. Семь раз думай, язык прикуси, молча посиди. Не судачь без толку, живи миром своим". Потому и народ сдержанным был. Сейчас саамам чужие дела навязали, свои исполнять некогда. Вот народ на глазах и меняется.
Старики помрут, мы помрем, и совсем не останется прежних людей. Все смешалось: кровь, дела, мысли…
Как старики наши ушли с островов, так те словно умерли, будто кто их на замок закрыл. Потому как они одному роду-племени принадлежали.
Надежда БОЛЬШАКОВА.
Ревда.
#Выбор редакции