Бум или не бум
15.05.200909:21
Реально ли в Мурманске взять льготный автокредит
О том, что россияне смогут на льготных условиях получить кредит на покупку автомобиля, стало известно в конце 2008 года. Первый такой кредит выдан 9 апреля этого года. Однако ожидания пока не оправдываются: серьезного роста продажи автомобилей нет. И вполне понятно почему.
Спрос на автомобили в нашей стране напрямую зависит от состояния рынка автокредитования. В 2008 году 40-50 процентов машин покупались в кредит. В начале этого года цифры изменились, и в кредит берется не более 15 процентов машин.
Последней надеждой возродить отечественный автопром стала программа льготного автокредитования. В список автомобилей-льготников вошли нелюксовые марки российской сборки, стоимость которых не превышает 350 тысяч рублей.
Выдавать льготные кредиты на приобретение новых легковых автомашин имеют право только три банка: Сбербанк, ВТБ 24 и Россельхозбанк. Размер кредита не должен превышать 70 процентов от цены приобретаемого автомобиля. Он предоставляется в рублях максимальным сроком до 31 декабря 2011 года. Размер скидки составляет 2/3 ставки рефинансирования Центробанка РФ, действующей на дату выдачи кредита: в Сбербанке фактическая процентная ставка сегодня — 6,67 процента, в ВТБ 24 и Россельхозбанке она превышает 9 процентов.
В теории все выглядит привлекательно. Однако на практике мурманские покупатели столкнулись с трудностями. "Вечерка" решила проверить, как реализуется программа в нашем городе. Оказалось, что фактически приобрести по ней можно только автомобили производства Волжского автомобильного завода и "Renault Logan".
Почти вся продукция АвтоВАЗа выдерживает ценовой порог в 350 тысяч рублей. И машины здесь не застаиваются.
- Примерно половина тех, кто хочет приобрести автомобиль, интересуются именно льготным кредитованием по этой программе, — комментирует директор одного из автосалонов Роман Тифанов.
Однако этим успехи программы пока ограничиваются. Цены на некоторые марки автомобилей выросли, и даже "бюджетные" модели иностранных марок стоят дороже 350 тысяч рублей.
- "Renault Logan" в разной комплектации стоит от 300 до 430 тысяч рублей, — рассказывает продавец-консультант автосалона "Renault". — Но мы идем навстречу покупателям: разрешаем внести часть суммы наличными и с чеком в 350 тысяч рублей отправляться в банк. Также поступают и в некоторых других салонах Мурманска.
Все остальные марки машин переходят ценовую грань кредита: "Fiat Albea" стоит около 389 тысяч рублей, "Chevrolet Niva" в базовой комплектации — 382 тысячи рублей, а подходящий по стоимости "Ford Focus", как сказали в одном из салонов, "существует только в рекламе". "Skoda Fabia" в "стартовом" варианте стоит от 364 тысяч рублей. Правда, в компании признаются, что готовы пойти навстречу клиентам. Каким образом — станет понятно "недели через две, не раньше".
Банкиры, в свою очередь, говорят, что планировали выдать больше льготных автокредитов.
- В начале года, когда о программе только стало известно, мурманчане много обращались к нам, узнавали, консультировались, — комментирует один из кредитных инспекторов Мурманского отделения Северо-Западного банка Сбербанка России. — Когда стали известны окончательные цифры, поток клиентов резко уменьшился.
Не случайно сейчас Минпромторг ведет переговоры с автопроизводителями и Минфином о расширении перечня автомобилей, которые будут продаваться населению в кредит со ставкой, субсидированной федеральным бюджетом. В течение двух недель может быть принято решение о включении в программу более дорогих машин.
Дмитрий СУРКОВ.