Советские строители привыкли сдавать социально значимые объекты к праздникам. 22 апреля 1970 года, в день столетия со дня рождения Владимира Ильича Ленина, в Мурманске распахнула двери Мурманская областная научная библиотека, переехавшая в новое здание на улице Софьи Перовской.
Строительство библиотеки началось в 1965 году и проходило у меня на глазах. За год до этого мы переехали в квартиру в новом доме близ первой школы, и в город я спускался по лестнице, которая выходила на улицу Профсоюзов. А кругом кипели стройки. Внизу строили новое здание областной библиотеки, а наверху сносили двухэтажные деревянные дома, чтобы построить парк аттракционов.
Весной 1970 года библиотека открылась. Но переехала в новый дом не только она. В несостоявшийся актовый зал областной «научки» на более чем четыре десятилетия переехал областной театр кукол. В студенческие времена я не раз там бывал на спектаклях для взрослых, которые ставила Ида Спектор. И не просто бывал, но и принимал участие в их обсуждении, которое иногда затягивалось за полночь.
А «научка» стала первой библиотекой, в которую я записался. Конечно, до этого меня записали в школьную библиотеку, но туда записывали всех и всем классом независимо от желания.
Я вырос в читающей семье, которая собрала неплохую домашнюю библиотеку в полторы тысячи томов. Особенно гордился нашей библиотекой мой отец. Узнав о моем желании записаться в областную библиотеку, он сказал: «Ты прочитай сначала книги, которые есть у нас дома». Он никак не мог взять в толк, что в «научке» я мог прочитать книги, которые простым смертным было почти невозможно заполучить.
Например, булгаковскую «Мастер и Маргарита» я прочитал в читальном зале «научки». Именно в читальном зале! На руки ее не выдавали. Нынешнему молодому поколению представить такое трудно, а то и невозможно, но хорошие книги тогда были в дефиците, и этот голод нам позволяла утолить наша областная библиотека.
Надо ли говорить о том, что, будучи студентами, мы проводили в читальных залах «научки» чуть ли не больше времени, чем в институте? Я, во всяком случае, именно там в читальном зале писал курсовую работу по истории.
А еще, если я забывал дома читательский билет, то у меня был запасной способ пройти в библиотеку. Много лет в «научке» проработала Вера Константиновна Привалихина, а моего отца звали Валериан Константинович Привалихин. Нет, мы с Верой Константиновной были не родственниками, а просто однофамильцами. И даже ни разу не встречались. Но это не мешало мне нагло выдавать себя за ее родственника, и мне без разговоров выписывали разовый пропуск.
Для меня библиотека – место особое. Я не признаю аудиокниги. Я должен все прочитать сам, своими глазами, чтобы ничего не пропустить. А еще и потому, что у чтения, помимо получения информации есть интересный «побочный эффект» – оно приводит к развитию головного мозга человека.