Вот уже почти десять лет я беру часть отпуска зимой. Между 23 февраля и 8 марта. И всегда уезжаю из Мурманска. И всегда езжу по одному и тому же маршруту: Мурманск – Санкт-Петербург – Мурманск.
Северяне часто делят отпуска. Многие берут часть отпуска зимой. Кто-то решил сменить на недельку снежный пейзаж на синее море и песчаный пляж, кто-то просто бежит подальше от полярной ночи, а у меня своя причина. Я еду к родителям.
Они уехали из Мурманска 34 года назад. Переехали в Ленинградскую область. В Сосновый Бор, город атомщиков – именно там находится Ленинградская атомная электростанция. Старался всегда навещать их почаще. За эти годы был у родителей во все времена года и во все двенадцать месяцев. Даже Новый год как-то встречал именно там, с родителями. А с 2016 года бываю у них два раза в год. Для этого и беру зимний отпуск между 23 февраля и 8 марта. Второй раз, конечно, во время летнего отпуска. А иногда еще летаю и осенью – на мамин день рождения.
Когда я уезжал от них в аэропорт, они неизменно выходили на улицу меня провожать. Машина отъезжала, а я смотрел на своих родных и бесконечно любимых стариков и думал: «Боже мой, а вдруг я вижу их в последний раз?». В 2021 году мои мысли материализовались. Умер отец. Не проснулся после операции под общим наркозом. Пять месяцев он не дожил до своего девяностолетия. Знаете, он даже умер во время моего зимнего отпуска, 2 марта. Словно позаботился, чтобы сын не брал внеплановый отпуск по печальному поводу.
Мама осталась одна. Осенью ей исполнилось 93 года. Теперь я летаю к ней одной. Хотя, почему к одной? Всегда навещаю могилу отца. Я с ним недоговорил, недообщался, недоспорил…
Мама сдает, но не в ее правилах жаловаться на жизнь. Наотрез отказывается переезжать к моему младшему брату, который живет в соседнем доме, говорит, что пока сама все может и соображает, то живет, а когда не сможет, тогда настанет ее час уходить.
Друзья, когда вы будете читать эти строки, я буду у мамы. Как и всегда в последние годы. Представьте, мне 67 лет, а я до сих пор еще не круглый сирота! Я до сих пор могу положить свою голову на ее колени, она погладит меня по голове, приговаривая: «Устал, мой мальчик?». А я отвечу: «Мама, какой же я мальчик? Старый, весь седой, у меня уже взрослые внуки». А ведь и в 67 лет хочется почувствовать себя маленьким мальчиком, голова которого лежит на маминых коленях.
Еду к маме. Это я не сыновний долг выполняю. Это моя привилегия, мое счастье. Мы будем говорить – и не сможем наговориться. Она, конечно, будет меня кормить всякими вкусностями, стелить свежую постель, утром будить на завтрак… Говорят, что мужчина никогда не предаст женщину, если он ее любит, а женщина никогда не предаст мужчину, если она его родила. Так что у нас с мамой полная идиллия.
Нам кажется, что наши родители будут всегда. И мы откладываем на потом поездки к ним, разговоры с ними, которые и нам, и им так нужны. На потом откладываем телефонные звонки... и даже любовь.
Любите родителей, пока они живы. Дарите им цветы, пока они живы, а не приносите потом на могилки, шепча слова прощания и мольбы о прощении. Просто любите.