В Мурманске в преддверии Дня российской науки прошла 14-я научная конференция учащихся «Юность. Наука. Культура – Арктика». В Мурманском политехническом лицее (МПЛ), который имеет статус регионального отделения общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего», 200 подростков из России и Белоруссии представили свои работы по 23 направлениям, в том числе таким, которые не охватывают школьные предметы, как, например, «Дизайн и мода», «Медицина», «Экология», «Педагогика и психология».
Организаторы конференции отметили, что стало больше участников и призеров из других регионов, а также учащихся в классах с пятого по восьмой.
– Я выражу не только свое мнение, но и общее мнение жюри, отметив, что работы в этом году были глубокими и, самое главное, применимыми к реализации в нашем регионе, это очень важно! – сказала директор МПЛ Татьяна Шовская. – Члены жюри отметили, что ребята могут хорошо преподнести свой проект и доброжелательно относились к конкурентам. Некоторые проделали огромную работу и готовят документы на патент.
Награждение проходило в два этапа. Сначала вручали дипломы и медали авторам лучших работ, затем – сертификаты на получение грантов тем ребятам, которые планируют развивать свои проекты.
Работу ученицы 10 класса МПЛ Елизаветы Емельяновой жюри признало лучшей в направлении «Экология». Девушка искала бактерии, которые живут в почве Кольского Заполярья и лучше остальных разлагают углеводороды, то есть питаются нефтепродуктами.
– Я взяла землю с побережья залива около нефтебазы, в лаборатории выделила несколько видов углеродокисляющих бактерий, размножила их в питательной среде, а потом влила суспензию с ними в горшочки с почвой, которую предварительно загрязнила дизельным топливом, – объяснила Елизавета. – В течение месяца бактерии разлагали углеводороды, после чего я посадила кресс-салат в горшки с чистой землей, загрязненной и загрязненной с бактериями. Разница была огромная! Бактерии, которые очистили землю лучше всего, я собрала, высушила для последующего изучения. Грант потрачу на платную экспертизу или оборудование для ее проведения.
В направлении «Информатика» победителем и получателем гранта стал учащийся 10 класса МПЛ
Вячеслав Андрианов. Он разработал мобильное приложение для мониторинга происшествий и чрезвычайных ситуаций в городе.
– Пользователи приложения могут отмечать небезопасные места или опасные явления, – рассказал Вячеслав, – например, природные катастрофы, кражи, открытые канализационные люки, закрытые проходы или пробки на дорогах. При отправке сообщения с указанием места все пользователи приложения, находящиеся в радиусе 100 метров, получат сигнал, что нужно быть внимательнее. Подобных приложений в России нет.
Для разработки уникального продукта старшеклассник самостоятельно изучил нужные языки программирования, принципы работы с серверами и большими данными. Основную часть работы проделал дома. Преподаватели лицея помогли наладить взаимодействие с экстренными службами города. Вячеслав с друзьями каждый день пользуются этим приложением, тестируя различные функции. Для того чтобы программой могли пользоваться тысячи мурманчан, нужно подключить к ней мощные серверы, поэтому разработчик собирается предложить сотрудничать Центру управления регионом.
Также заботе о людях посвящена работа девятиклассницы из гимназии № 3 Олеси Одажиу. Она победила в направлении «Техническое творчество», разработав простейшее оборудование для активизации моторных функций и развития речи младших школьников
– На 3Д-принтере я напечатала различные объекты с гладкой и шершавой поверхностью, чтобы детям было проще через моторику запоминать мягкие и твердые согласные звуки, – объяснила Олеся. – Помогал мне логопед из школы № 11, там же проходила апробация оборудования для учителей-логопедов или учителей начальных классов. У меня в детстве были проблемы с постановкой звуков, было очень тяжело, сейчас у младшей сестры тоже проблемы с речью, хочу, чтобы таким детям было легче.
В направлении «Краеведение» победителем стал ученик 11 класса гимназии № 3 Тимур Столетов.
– Я создал виртуальную экспозицию, посвященную
31-й Краснознаменной отдельной лыжной бригаде, музей которой находится в нашей гимназии, – рассказал Тимур. – Помещение музея вмещает мало людей, поэтому решили его оцифровать и создать страницу на сайте для путешественников «Изи Трэвел». Текст о бригаде снабжен фоторядом и аудиогидом. Все желающие в любое время могут узнать о роли оленетранспортных бригад во время Великой Отечественной войны.
Тимур планирует потратить средства гранта на продвижение страницы виртуального музея и популяризацию его среди сверстников и детей войны.
Глава города Мурманска Юрий Сердечкин:
– Конференция «Юность. Наука. Культура – Арктика» проводится уже 14-й год. За это время, отмечают эксперты, все больше ребят выбирают практикоориентированные проекты. Многие из исследований способны внести вклад в развитие Мурманской области. Авторы лучших работ получают гранты на дальнейшее изучение выбранного направления, кто-то из победителей кардинально меняет тему. Главное, что мотивация наших школьников познавать и открывать новое при этом только крепнет!
К ТЕМЕ
Гранты комитета по образованию администрации города Мурманска присуждены:
– ученику 10 класса МБОУ МПЛ Вячеславу Андрианову за разработку приложения гражданского мониторинга чрезвычайных ситуаций «SECURUCITY»;
– ученице 11 класса МБОУ МПЛ Евдокии Маклаковой за исследование и оценку психофизиологического состояния гимнасток-юниорок в период полярной ночи;
– ученице 9 класса гимназии № 3 города Мурманска Олесе Одажиу за проект «Оборудование для активизации моторных функций младших школьников с целью их речевого развития»;
– ученику 11 класса МБОУ МПЛ Тиграну Мусатяну за работу «Из истории выборов в Ковдорском районе: зависимость результатов выборов от явки избирателей».
Гранты Мурманского политехнического лицея присуждены:
– ученице 11 класса гимназии № 6 города Мурманска Анастасии Чаботаронок за изучение влияния биологически активных добавок на живые организмы;
– 10-класснику Руслану Федотову (Центр образования «Лапландия») за работу «Анализ безопасности посуды из полипропилена для живых организмов (на примере drosophila melanogaster)»;
– 9-класснику Артему Комиссарову (ДДТ «Дриада», город Снежногорск) за исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и профессионального самоопределения подростков;
– ученице 10 класса школы № 5 города Мурманска
Полине Капустиной за проект «Эколого-биологические экскурсии для учащихся на территории г. Мурманска».
Гранты Мурманского регионального отделения Союза машиностроителей России получат:
– ученица 11 класса МПЛ Екатерина Морозова за проект «Инновационный метод разделения водонефтяных эмульсий»;
– ученик 11 класса гимназии № 3 города Мурманска Тимур Столетов за работу «Создание виртуального школьного музея боевой славы 31-й Краснознаменной отдельной лыжной бригады МБОУ г. Мурманска Гимназии № 3».
Гранты Мурманского арктического университета получат:
– ученица 10 класса МПЛ Ева Акрытова за работу «Сравнительная оценка функционально-технологических свойств заквасочных культур с добавлением пропионовокислых бактерий»;
– ученик 11 класса МПЛ Никита Похольченко за проект «Тепло- и массообменные процессы при конвективной сушке рыбных продуктов»;
– ученица 10 класса МПЛ Елизавета Емельянова за проект «Оценка биоремедиационного потенциала углеродокисляющих бактерий, выделенных из грунта Кольского Заполярья»;
– ученица 11 класса МПЛ Дарья Филиппова за проект по благоустройству улицы Шмидта.
Павел СТЕПАНЕНКО
Фото автора и Елизаветы Емельяновой