Жизнь маленького ребенка полна открытий и волшебства. Задача взрослых – не отбить у малыша желание познавать мир и учиться чему-то новому. А для этого надо даже самое скучное занятие превратить в увлекательную игру. Как это сделать, обсудили педагоги дошкольных образовательных учреждений Мурманска.
На базе детского сада № 93 (улица Софьи Перовской, 15 а) прошел городской фестиваль инновационных практик в системе дошкольного образования «Детский сад: маршруты развития». Старшие воспитатели, учителя-логопеды представили новые технологии по совершенствованию речевых навыков и умений, а также развитию познавательной активности, которые можно использовать с детьми дошкольного возраста.
В рамках фестиваля работали 15 мастер-классов. Один из них – «Мешок историй». На занятии малыши знакомятся с художественной литературой и сказками, рассматривая различные иллюстрации, предметы. Параллельно они разгадывают ребусы и придумывают свои истории, чтобы дополнить ими основной сюжет и развивать таким образом связную речь.
Еще одна новая технология называется «Кубики историй или сторителлинг». Дети бросают девять кубиков и с помощью карточки, которая выпала, придумывают новый вариант той или иной известной сказки, с которой познакомились ранее.
– В развитии речи четко определены методы, которые мы используем: наглядный, словесный и практический, – говорит старший воспитатель детского сада № 93 Анна Смага. – Это база, в дополнение к которой подбираются новые технологии и средства, интересные современным детям. Например, используются такие голосовые помощники, как «Алиса», «Маруся», интерактивные тренажеры и многое другое.
Но ни один даже самый профессиональный воспитатель или логопед не может обойтись без помощи родителей. Поэтому в детских садах Мурманска проводятся индивидуальные консультации, родительские собрания, когда педагоги делятся своим опытом и объясняют мамам и папам, как научить ребенка составлять рассказ по определенной схеме, подвести к тому, чтобы он научился читать, легче запоминал стихи. Все это необходимо, чтобы ребенок научился грамотно говорить.
– Надо обязательно разговаривать с детьми дома, на прогулках, – уверена Анна Смага. – Часто можно видеть, когда родители по дороге из детского сада спрашивают у ребенка, чем он занимался, а иногда и предлагают интересные игры: «Посмотри, снег выпал, а какой он?». И малыш начинает фантазировать и рассказывает, что он видит и чувствует, придумывает, что можно сделать из снега. И конечно, важно домашнее чтение, после которого хорошо обсудить прочитанное. В этом будет состоять действенная помощь родителей. А детский сад, в свою очередь, работает по всем направлениям развития ребенка, чтобы он был подготовлен к школе, умел общаться, устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми.