Вы заметили, что стихи и песни в основном слагаются и поются о несчастной любви, об одиночестве? И вывод в них, как правило, звучит один и тот же. От «горе человеку, когда он один», до «надоело мерзнуть в царстве ожиданий одной».
А вот и ничего подобного. В последние годы Россия все увереннее догоняет Европу по количеству людей-одиночек. В 2021 году количество домохозяйств, которые состоят из одного человека, у нас превысило 40 процентов. И теперь нам уже рукой подать до наших соседей – Швеции и Норвегии. У них одиноко живут, соответственно, 46 и 45 процентов населения.
Это новая мода такая, что ли? Когда появилась и почему? Нет, мы, конечно, еще от советских юмористов знаем, что одному жить экономически выгодно. Помните? Жил один, получал 120, и мне на все хватало. Она жила одна, получала 120, и ей на все хватало. Стали жить вместе, получаем 240, и ни на что не хватает. Достаточно веская причина, чтобы оставаться одному. Хочу халву ем, хочу – пряники. И никому ничего не должен, никому ничем не обязан.
Сейчас многие живут в Сети. Там у них по 10 тысяч друзей. Разве можно быть одиноким, имея столько друзей? Другое дело, что 99 процентов из них ты никогда не видел. И не увидишь. И друзья у нас виртуальные, и подарки от них мы получаем виртуальные. И чувства испытываем тоже виртуальные? Это уже какое-то извращение.
Когда-то великая актриса Фаина Раневская говорила, что извращений всего два – балет на льду и хоккей на траве. С той поры извращений стало больше, как минимум на одно – секс по телефону.
Впрочем, иногда у нас любой телефонный звонок превращается в секс по телефону. Все чаще, куда бы я ни позвонил, меня приветствует механический голос, заявляющий, что мой звонок невероятно важен для них, а потом монотонно начинает объяснять, какую кнопку мне надо нажать в зависимости от интересующего меня вопроса.
Абсолютно уверен, что себя надо любить. Даже жалеть. Самому себе сочувствовать. Но не до такой же степени!
Живут по простой формуле: «Я живу для себя, ни в чем себе не отказываю и отказывать не собираюсь». За десять месяцев этого года жители Мурманской области потратили на парикмахеров и косметологов 1,9 миллиарда рублей. Это официальные данные. Повторю сумму прописью: один миллиард девятьсот миллионов рублей. Зачем? Для кого? Чаще всего отвечают: «Для себя».
Что, все эти прически, маникюры, педикюры, подтяжки, уколы почти на два миллиарда рублей – исключительно для себя? Не верю. Ах да, может быть, для того, чтобы наделать селфи и выложить в Сеть, послать десяти тысячам виртуальных друзей. Пусть полюбуются, пусть позавидуют. Вот, мол, как я живу, чего и вам желаю.
Ну не верю. Хотя бы потому, что если это правда, то жить дальше ни к чему. Ведь виртуальная жизнь – это не жизнь, а ее симуляция.
Если дело обстоит сегодня именно так, то для меня все это абсолютно неприемлемо. Возможно, я безнадежно застрял в прошлом, но я по-прежнему живу по так называемому категоричному императиву Иммануила Канта, который сказал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».