Один из героев Аркадия Райкина много лет назад восклицал: «Пусть все будет, но пусть чего-нибудь не хватает». Дефицит во времена Советского Союза мы понимали не так, как сейчас. Была даже незамысловатая загадка: «Что такое дефицит в дефиците?». И ответ был тоже незамысловатый: «Колбаса, завернутая в туалетную бумагу».
Времена изменились до неузнаваемости. Мы уже увидели «небо в колбасах», но оказалось, что это совсем не главное. Сегодня в России, да и в мире нет рынков, которые бы не испытывали большой дефицит рабочей силы. Ситуация действительно сложилась совсем непростая. Не хватает везде и всех. Куда ни кинь – всюду клин. И это правда. Сегодня в России не хватает айтишников, управленцев персоналом, работников административной сферы. Это первая тройка. Кроме того, наибольшей нехваткой кадров и максимальным увеличением числа вакансий стали искусство и развлечения, маркетинг, реклама, логистика, а также образование и наука, производство и сельское хозяйство, строительство, сфера ЖКХ и банкинг.
Ответ на один из главных наших извечных вопросов есть. Кто виноват? А никто не виноват. Говорят, конечно, в сотый раз о демографической яме и тому подобных причинах, с которых не спросишь. Вот и значит, что никто не виноват. А между тем рекордно низкий уровень безработицы, составивший в июле этого года 3%, является тормозом для развития экономики России. Именно так говорят в Минэкономразвития. Вместо колбасы и туалетной бумаги самым большим дефицитом стал человеческий капитал.
Понять такую логику Минэкономразвития я не в силах. Если уровень безработицы в России достиг рекордно низкого уровня, то почему тогда требуется столько рабочей силы? Столько и везде? Что, биржам труда запретили давать официальные данные? Так ведь есть столбы и заборы, на которых можно наклеить бумажки с воплем: «Требуются все и везде!». Или же дело в чем-то другом? Разобраться в этом трудно. Почти невозможно.
Даже с демографией так просто не разобраться. По крайней мере, в ближайшие годы. И это несмотря на материнский капитал, «зарплату мамы» и прочие «печеньки». Возникает вопрос: а чего же раньше тревогу-то не били? Не вдруг же все случилось? Или все-таки вдруг? Или думали, что проморгается? Или само рассосется? Не проморгалось. Не рассосалось. Старуха на пороге. Корыто разбито. Старик золотую рыбку ловить не хочет. И никто не виноват? Или нас просто подводят к мысли, что наш рынок труда окончательно заполонит иностранная дешевая рабочая сила?
А может быть, начинать надо с себя? Мы не хотим работать. Ведь по данным опроса, проведенного сервисом по поиску работы «SuperJob», только 2% из нас работают, занимаясь любимым делом. Только у 1% из нас есть амбиции, желание развивать свои способности и постоянно учиться. Впрочем, есть цифра еще печальнее – 10% россиян признались, что на труд их не вдохновляет ничего. Ни-че-го! Казалось бы, большинство из нас должна греть зарплата. Но даже она вдохновляет на трудовые подвиги всего 29% из нас.
Что же делать? Похоже, что ответа на этот вопрос не знает никто. Может быть, все-таки пока? А если нет, то скоро некому и некого будет учить и лечить. И далее по списку, приведенному выше.