Как уже сообщала «Вечерка», в администрации Мурманска в торжественной обстановке вручили орден Мужества лейтенанту, командиру роты разведки Евгению Новикову. Он вывел с передовой и спас жизни более ста человек.
Евгений Новиков родом из Донецка. После прохождения срочной службы в погранвойсках он более двенадцати лет трудился в местном министерстве внутренних дел – был начальником областного следствия.
– В 2014 году я встал на защиту Родины с самого первого дня, – вспоминает Евгений. – Я давал присягу народу Донбасса и сделал выбор – сложить погоны министерства внутренних дел и пойти воевать. Прошел практически все горячие точки Донбасса: начинал воевать в Славянске, был командиром СМЕРШа, потом была Саур-Могила. Неоднократно был командиром подразделений полка «Оплот». На последнем месте службы был командиром разведгруппы. Более шести лет я провоевал на Донбассе, после чего принял решение уехать в Россию. Изначально приехал в гости в Мурманск к своему командиру, который на тот момент был в отпуске. Он меня познакомил с этим очень красивым городом, где я встретился с будущей супругой Еленой. Дальше мы много путешествовали. Я влюбился в Мурманск и решил сюда переехать, да и Елена, разумеется, меня поддержала. Кстати, особенно мне здесь понравился полярный день, да и в целом климат для меня подходящий. А еще в Мурманске замечательные люди.
Решение было принято, и Евгений Новиков еще раз вернулся в родной Донецк – на этот раз чтобы сдать дела на службе. Почти через год он снова приехал в столицу Кольского Заполярья, казалось бы, насовсем, но мирная жизнь новоиспеченного мурманчанина была недолгой – началась СВО.
– Я искренне счастлив, что Донбасс – это уже Россия, Родина, за которую я воевал с самого первого дня, – говорит Евгений. – Когда я принимал решение ехать на СВО, то хотел закончить то, что начинал в 2014 году. Чтобы защищать Родину, нужно находиться на передовой. Но получил ранение – от этого никто не застрахован. Из моего подразделения выжили все, кроме одного товарища. В бою мне приходилось командовать подразделением в рядовой должности снайпера.
Это случилось 1 ноября 2022 года на Харьковском направлении в районе села Ягодное. Враг пошел на штурм. С опытными бойцами в окопах находились необстрелянные добровольцы, слабо представлявшие грамматику боя. Костяком обороны стали ветераны с боевым опытом. Приняли решение рассредоточиться и отсечь наступавшую пехоту от танков.
– Во время боя пришел приказ: к позициям подвезли резервы, их надо встретить, – вспоминает Евгений Новиков. – Выйдя на заданную точку, я принял пополнение. Это были мобилизованные ребята без какого-либо боевого опыта. Принял решение разместить личный состав в селе. Быстро сориентировались, нашли удобные огневые точки в домах, заняли круговую оборону. Затем я вернулся на передовую. Там шел жаркий бой. Противник при поддержке бронетехники широким фронтом шел на наши позиции. Я принял командование на себя, растянул бойцов по флангам, сам лег, начал вести огонь из снайперской винтовки. Через непродолжительное время стало ясно, что у нас кончается боекомплект. Приняли решение сменить позицию. Стали переходить в село. Там обороняться проще. Я остался прикрывать. Думаю, что в какой-то момент я вошел в раж, отстрелял 40 патронов из снайперской винтовки, не меняя позиции. Патроны кончились. Противник сильно, видать, обозлился на меня, ударил по моей позиции всем что было. В какой-то момент им удалось отсечь меня от остальной группы прикрытия. Получил ранение в руку, потом еще одно, потом в голову. Ребята рассказывали, что я отключился в какой-то момент, думали: все, погиб. Потом я пришел в сознание и продолжил отстреливаться. Я этого уже не помню. Помню, что было жарко, помню, как резко рванулся назад, высунулся и сразу получил три пули в спину. Спасибо бронежилету, выдержал. Вообще, ранений я не чувствовал. Адреналин, боевой кураж и все такое. Не знаю почему, но в какой-то момент противник отстал. Я прополз два с половиной километра до наших запасных позиций. Врачи насчитали у меня семь пулевых ранений, еще – раздробленная челюсть, пулевые осколки в мозгу. Но ничего, выбрался.
Находясь в зоне проведения специальной военной операции, Евгений Новиков получил ранение, после чего проходил лечение в Главном военном клиническом госпитале имени академика Н. Н. Бурденко в Москве. И вот теперь он дома, в Мурманске.
Фото из архива редакции и архива Евгения Новикова